Действующий

Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в городе Севастополе (с изменениями на: 28.12.2017)

10.1. Сведения о текущем состоянии и проблематике на рынке услуг связи

Существуют объективные сложности в определении количественного значения целевого показателя, характеризующего фактическое состояние рынка услуг передачи данных. В частности, для расчета требуются данные о зонах покрытия операторов проводной передачи данных, особенно в разрезе муниципальных образований, населенных пунктов, микрорайонов, улиц, и возможная скорость подключения.

Сложность связана с тем, что операторы передачи данных считают указанную информацию своей коммерческой тайной и действующее законодательство не обязывает их подавать данную информацию, как и другую отчетность, в местные органы власти. В состав публично сообщаемых статистических сведений на сайтах Росстата, Минкомсвязи, Россвязи, ФАС подобная информация также не входит. Часть операторов, фактически работающих на рынке, недобросовестно относится к обязанности предоставления статистической отчетности, что приводит к наличию неполной достоверности сводных цифр по региону.

Так, согласно данным, приведенным на сайте Минкомсвязи РФ, показатель "Число абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет по регионам Российской Федерации за 2015 год, на 100 человек населения", рассчитанный на основании подаваемых операторами связи в адрес министерства статистических отчетов, для города Севастополя составил 4,19 при среднем показателе по Российской Федерации 18,26.

Не менее затруднительным является получение сведений о количестве домовладений с разбивкой по населенным пунктам, в то время как получение максимально точного значения целевого показателя требует анализа ситуации с детализацией до улиц, а лучше до домов (в многоквартирном секторе).

Согласно данным, размещенным в Публичном реестре инфраструктуры связи и телерадиовещания Российской Федерации, по состоянию на 28.11.2016 на территории города Севастополя коммерческую деятельность в части предоставления телематических услуг связи и услуг передачи данных на основании полученных лицензий ведут следующие 11 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - операторы):

- ГУП Севастополя "СЕВАСТОПОЛЬ ТЕЛЕКОМ";

- ООО "К-Телеком";

- ООО "Интернациональные Телекоммуникации";

- ООО "Крымком Юг";

- ООО "Ланком";

- ООО "Мегател";

- ООО "НПП "МИСТ";

- ООО "СВ-3";

- ООО "СевСтар ИСПС";

- ИП Губанов Владимир Валериевич;

- ИП Петренко Нина Николаевна.

В числе услуг, предоставляемых указанными операторами своим абонентам, присутствует и услуга широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

Операторы для предоставления услуги доступа в сеть Интернет применяют различные технологии передачи данных - как проводные, так и беспроводные. В частности, операторы, предоставляющие услуги подвижной радиотелефонной связи (ООО "К-Телеком", ООО "Интернациональные Телекоммуникации", ГУП Севастополя "СЕВАСТОПОЛЬ ТЕЛЕКОМ", ООО "Мегател"), предоставляют услуги беспроводной передачи данных. Остальные операторы, в том числе ГУП Севастополя "СЕВАСТОПОЛЬ ТЕЛЕКОМ", предоставляют услуги проводной передачи данных.

В целом ситуация с состоянием конкурентной среды на рынке услуг широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", как и в целом по Российской Федерации, отличается в зависимости от типа населенного пункта. В городских муниципальных округах с наличием плотной многоквартирной застройки предоставление услуг передачи данных является коммерчески выгодным, присутствует конкуренция операторов, количество предложений варьируется от двух до пяти по проводным операторам, также прибавляются операторы беспроводной связи. В сельских муниципальных округах с низкой плотностью застройки (частные дома) и большой величиной разовых затрат на строительство (большое расстояние от существующих узлов сети передачи данных оператора) ситуация сложнее. Из проводных операторов присутствует ГУП Севастополя "СЕВАСТОПОЛЬ ТЕЛЕКОМ", причем зачастую с низкоскоростными предложениями, реже существует местный оператор, как правило, имеющий фактические ограничения по предоставляемой скорости. Предложения операторов мобильной связи в сельской местности также часто основываются на низкоскоростном стандарте 2,5G. В промежуточном положении оказываются жильцы домов частного сектора в пределах городских муниципальных округов, так как часть из них, проживающая в районах, отдаленных от микрорайонов многоэтажной застройки, сталкивается с теми же проблемами, что и сельское население.

Другой пласт проблем, возникающих у операторов связи при развитии собственных сетей, связан с использованием ресурсов сторонних организаций и оплатой их стоимости. В первую очередь это касается проблем дискриминационного доступа к инфраструктуре (телекоммуникационной, энергетической), завышения стоимости аренды помещений для размещения телекоммуникационного оборудования либо отсутствия согласия собственников помещений, территорий на размещение телекоммуникационного оборудования, на доступ к ранее размещенному оборудованию, в том числе прекращения (отказ от продления) ранее действовавших договоров аренды при изменении собственника.

Кроме того, существуют и проблемы недостаточности возможностей существующей инфраструктуры, не принадлежащей операторам (полная загруженность каналов кабельной канализации, отсутствие свободной электрической мощности для подключения телекоммуникационного оборудования).

Еще одним фактором, сдерживающим развитие конкуренции на рынке мобильного широкополосного доступа к сети Интернет, является боязнь выхода на рынок Республики Крым и города Севастополя операторов мобильной связи "большой четверки" по причине введенных против Республики Крым санкций. Рынок услуг широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в городе Севастополе в целом является конкурентным. Количество операторов, предоставляющих указанную услугу на территории города Севастополя, равно 11. При этом количество операторов, имеющих лицензии и оказывающих либо планирующих оказывать подобные услуги, - более 15. В то же время имеющихся данных недостаточно для того, чтобы считать данный рынок полностью конкурентным, так как заложенное в Стандарте развития конкуренции в субъектах Российской Федерации значение целевого показателя достигается не во всех ВМО. Еще одним показателем недостаточной конкуренции на рынке является факт наличия обращений (жалоб) жителей города Севастополя в органы государственной власти на недостаточное удовлетворение их потребностей в современных услугах связи и передачи данных по причине непредставления операторами связи услуг в районах проживания указанных жителей.

Содействие развитию конкуренции на рынке возможно, в том числе путем принятия управленческих решений.

Такими решениями могут быть принятые на уровне Правительства Севастополя распорядительные документы, регулирующие в соответствии с действующим законодательством основные моменты взаимодействия операторов связи с государственными органами и организациями, собственниками помещений, с целью устранения административных барьеров, обеспечения недискриминационного доступа к существующей инфраструктуре.

Непременным условием развития конкуренции на рынке услуг связи является организация мониторинга существующей ситуации на рынке с целью получения обратной связи от участников рынка, выявления ранее невыявленных барьеров в развитии конкуренции и внесения корректирующих изменений в планы работ исполнительных органов государственной власти города Севастополя, в Дорожную карту развития конкуренции в городе Севастополе, в другие документы, разработанные во исполнение целей и задач, указанных в Стандарте развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

Еще одним следствием качественно организованного мониторинга должно стать выявление наиболее конструктивно действующих представителей операторов связи города Севастополя и привлечение их к работе в рабочих комиссиях, других совещательных органах, чья деятельность направлена на исполнение целей и задач, указанных в Стандарте развития конкуренции в субъектах Российской Федерации