(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 17.01.2019 N 15)
Туристическая отрасль Сахалинской области является одной из наиболее перспективных и развивающихся отраслей экономики, оказывающих мультипликативное влияние на совокупную деятельность различных секторов экономики. Индустрию туризма и гостеприимства следует считать комплексообразующей отраслью, основанной на интегрированном использовании всего экономического, культурного и природно-рекреационного потенциала островной территории.
В области имеются бальнеологические и геотермальные источники, месторождения лечебных грязей, более 1000 культурно-исторических объектов показа, ландшафтные возможности для занятия горнолыжным спортом и уникальная гидрология для дайвинга, водного спорта и морских круизов.
Практически каждое муниципальное образование обладает определенными туристскими ресурсами и способно увеличить доходы местного бюджета за счет развития этого направления. Природные ресурсы, которые являются основной составляющей туризма в Сахалинской области, сосредоточены в большинстве своем за пределами областного центра. В то же время многие муниципальные образования имеют многоотраслевую специализацию - экологический, этнографический, культурно-исторический, бальнеологический, спортивный и другие виды туризма.
Конкурентные преимущества Сахалинской области - это, прежде всего, экономико-географическое расположение в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР): контактная зона с Японией, близость к другим экономически развитым странам АТР, выгодное положение на пересечении морских и воздушных внутренних и международных путей.
Анализ современного состояния сферы туризма в Сахалинской области показывает, что в последние годы эта сфера развивается стабильно. Динамика основных показателей, характеризующих состояние развития отрасли, в целом соответствует основным общероссийским тенденциям, характерным для этой сферы в кризисных условиях.
Изменившаяся экономическая ситуация в стране (в особенности рост курса иностранных валют) благоприятно повлияла на развитие туристской отрасли. В Сахалинской области, как и в целом по России, происходит диверсификация бизнеса туроператоров, которая способствует активному развитию внутреннего и въездного туризма.
По данным на 1 января 2016 года в Сахалинской области осуществляют деятельность 79 туристических компаний, в том числе 22 компании состоят в Едином федеральном реестре туроператоров.
Туристская индустрия затрагивает значительный спектр отраслей и услуг, участвующих в процессе обслуживания туристов. Объем платных туристических услуг в 2016 году составил 619,3 млн. рублей, или 106,5%, в фактических ценах к итогам прошлого года.
По данным ФНС России по Сахалинской области объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет островного региона в 2016 году составил 73,07 млн. руб., что на 21,6 млн. руб. (41,8%) больше, чем в 2014 году.
В 2016 году гостиничных услуг реализовано на сумму более 1,71 млрд. рублей, что выше уровня предыдущего года, так как стоимость размещения практически не поднималась в течение 2016 года и на 5 объектов увеличился перечень предприятий гостиничного хозяйства.
Перспективы развития отрасли напрямую увязаны с увеличением потока туристов в регион. Этому способствует проведение ряда крупных, в том числе международного уровня, мероприятий, таких как: кинофестиваль "Край Света", конференция "Нефть и газ Сахалина", фестиваль "Крылья Сахалина" и других, а также активное развитие зимних видов спорта, организация и проведение различных соревнований.
В этой связи в 2016 году был зафиксирован рост загруженности номерного фонда гостиниц и других средств размещения в течение всего года.
Доля туризма в ВРП региона составляет менее 1%. Очевидным является и то, что туристский потенциал области используется не в полной мере и создание условий для качественного отдыха на территории Сахалинской области российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.
Реализация государственной программы к 2025 году позволит повысить качество предоставления услуг в сфере туризма, конкурентоспособность регионального турпродукта, обеспечить достаточность и полноту нормативно-правовой базы, что позволит, в свою очередь, повысить имидж Сахалинской области среди других субъектов Российской Федерации.