Для успешной реализации государственной программы большое значение имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели, решением задач, оценка их масштабов и последствий, формирование системы мер по их предотвращению.
Анализ рисков и управление рисками при реализации программы осуществляет Администрация Губернатора и Правительства Алтайского края.
В течение последнего десятилетия поддержка за счет федерального и краевого бюджетов вопросов сферы реализации государственной национальной политики на территории Алтайского края носила фрагментарный характер, была сосредоточена на небольших в численном отношении этнических группах или же фокусировалась на реализации механизмов государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих этнокультурные проекты. Можно выделить риски, связанные с возможными ошибками в выборе приоритетных социально значимых проектов и мероприятий, недостаточной оценкой бюджетных средств, незначительным объемом финансирования, а также недостаточно достоверным прогнозом динамики показателей государственной программы.
В рамках реализации государственной программы могут быть выделены правовые риски, связанные с изменением федерального законодательства в сфере реализации программы, а также государственного управления.
Финансовые риски могут быть отнесены к наиболее серьезным и связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным уровнем бюджетного финансирования. Данная группа рисков может привести к невыполнению в полном объеме принятых обязательств, сокращению или прекращению программных мероприятий.
В целях ограничения рисков подобного рода планируется ежегодная корректировка финансовых показателей программных мероприятий в зависимости от достигнутых результатов, возможна минимизация рисков путем развития механизма государственно-общественного партнерства.
Административные риски связаны с неэффективным исполнением мероприятий программы, что может привести к невыполнению ее целей и задач. Такие риски тесно связаны с организационными рисками, обусловленными ограниченностью кадрового потенциала органов исполнительной власти Алтайского края, принимающих участие в реализации государственной программы, что создает препятствия для непрерывного методического руководства и обеспечения единых подходов к ее реализации среди участников, снижает оперативность и качество выполнения функций по администрированию. В связи с этим предполагается осуществлять контроль за ходом выполнения мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией программы, перераспределение организационной и аналитической нагрузки, связанной с реализацией программных мероприятий.
Учитывая специфику и инерционность сферы межнациональных отношений с одновременной устойчивостью национальных и религиозных традиций, следует принять во внимание отложенный по времени социальный эффект программных мероприятий.
Управление указанными рисками предполагается осуществлять на основе постоянного мониторинга хода реализации государственной программы и разработки при необходимости предложений по ее корректировке, межведомственному взаимодействию участников государственной программы, перераспределению объемов финансирования в зависимости от складывающейся ситуации в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений.