Риски реализации Программы обусловлены возникновением ряда внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие бюджетной системы Мурманской области в условиях финансовой и экономической нестабильности.
Формируя классификацию рисков, связанную с реализацией Программы, можно выделить следующие группы рисков:
1. Экономические риски - риски, обусловленные неблагоприятными изменениями основных макроэкономических показателей Мурманской области, включая как в целом ухудшение параметров внешнеэкономической конъюнктуры, так и негативные изменения демографической ситуации в регионе, ситуации на рынке труда и других ключевых экономических факторов.
2. Финансовые риски - риски невыполнения расходных обязательств Мурманской области в полной мере или в установленный срок.
3. Правовые риски - риски, связанные с изменением подходов к реализации бюджетно-финансовой политики на федеральном уровне и с изменением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации.
4. Организационные риски - риски, связанные с проблемами внутреннего финансового контроля и аудита и недостаточной мотивацией органов государственной власти и местного самоуправления к эффективному исполнению бюджета по расходам.
Ряд последствий и рисков для бюджетной системы Мурманской области и механизмы их профилактики приведены в таблице N 2:
Таблица N 2
N п/п | Риски, связанные с реализацией Программы | Механизм профилактики рисков |
1 | Экономические риски | |
1.1 | Превышение прогнозируемого уровня инфляции, рост индексации объемов финансирования расходных обязательств | Умеренное сдерживание индексации объемов финансирования расходных обязательств. Формирование резервных объемов условно утверждаемых расходов бюджета |
1.2 | Образование избытка объектов социальной инфраструктуры в результате миграционного оттока населения, спровоцированного ухудшением экономической ситуации в регионе | Модернизация социальной сферы и переход к созданию сферы социальных услуг как нового сектора региональной экономики, в том числе с привлечением некоммерческих и коммерческих организаций |
2 | Финансовые риски | |
2.1 | Передача дополнительных расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования | Проведение инвентаризации расходных обязательств Мурманской области |
2.2 | Сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета | Активное участие в привлечении средств федерального бюджета, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации |
3 | Правовые риски | |
3.1 | Принятие новых нормативных правовых актов федерального уровня, предусматривающих изменение баланса полномочий и (или) финансовых потоков между уровнями бюджетов | Оперативное реагирование на изменения федерального законодательства |
4 | Организационные риски | |
4.1 | Некачественное и/или несвоевременное исполнение мероприятий государственных (муниципальных) программ Мурманской области. Низкая мотивация органов государственной власти Мурманской области и местного самоуправления к эффективному исполнению бюджета по расходам | Повышение ответственности и результативности деятельности органов государственной власти Мурманской области и местного самоуправления. Применение финансовых санкций к руководителям |
4.2 | Нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из консолидированного бюджета Мурманской области | Повышение профессиональной квалификации государственных (муниципальных) служащих. Внедрение системы антикоррупционных мер контроля за деятельностью руководителей и сотрудников органов государственной власти Мурманской области и местного самоуправления. Применение бюджетных мер принуждения |