Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 - 2019 ГОДЫ (с изменениями на: 26.12.2017)


2.2. Оптимизация бюджетной сети и мер социальной поддержки


В рамках реализации Плана и выполнения "дорожных карт" по изменениям в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности сфер здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, осуществляется последовательная работа по оптимизации сети и числа бюджетных учреждений с учетом оценки потребности в государственных учреждениях, необходимых для обеспечения доступности государственных услуг, а также оптимизация в отраслях социальной сферы.

В целом за период с 2014 по 2016 годы проводилась последовательная работа по реорганизации учреждений (путем присоединения, слияния и т.п.), в том числе:

- в сфере образования реорганизованы путем присоединения 8 учреждений, ликвидирован один детский дом, и проводится ликвидация второго;

- в сфере здравоохранения реорганизовано 10 медицинских учреждений и проводится реорганизация еще 9 учреждений;

- в сфере занятости населения реорганизовано 15 учреждений;

- в сфере социального развития населения проведена реорганизация 2 учреждений;

- в сфере обеспечения безопасности населения реорганизовано 7 учреждений (6 государственных областных казенных учреждений Государственной противопожарной службы Мурманской области присоединены к ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области" и являются филиалами Государственной противопожарной службы Мурманской области).

В сфере культуры с 2012 года проводится реорганизация сети общедоступных библиотек. По итогам проведенных мероприятий количество библиотек - бюджетных учреждений (юридических лиц) по сравнению с 2012 годом сократилось на 9,4 % (2012 - 32 ед.; 2016 - 29 ед.), сеть общедоступных библиотек - на 10,7 % (2012 - 169 сетевых единиц; 2016 - 151 сетевая единица). С 2010 по 2013 годы проведена реорганизация 6 учреждений культуры.

Проведен комплекс мероприятий по размещению разнопрофильных учреждений под "одной крышей" (например, комплекс "школа - развивающие секции - библиотека и т.п.").

Еще одним важным направлением работы по оптимизации сети является создание центров коллективного пользования (высокооснащенных кабинетов) на базе школ, дворцов культуры, музеев, библиотек, колледжей, предоставляющих возможность реализации творческого потенциала получателей услуг посредством использования современного оборудования, программного обеспечения, доступа к библиотечному фонду и современным обучающим технологиям.

Так, например, на базе Мурманского областного краеведческого музея создан Региональный детско-юношеский центр краеведения, оснащенный современным компьютерным мультимедийным оборудованием, а на базе Мурманского областного художественного музея - Ресурсный центр развития творчества детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями. Помещения отвечают всем требованиям пребывания детей начиная с дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

В здании Мурманской областной филармонии создан Культурно-выставочный центр "Русский музей: виртуальный филиал". Формирование медиатеки мультимедийных материалов позволит предоставлять равные возможности доступа жителям региона к культурным ценностям художественных коллекций.

В регионе проводится работа по передаче непрофильных и не относящихся к основной деятельности функций бюджетных учреждений на аутсорсинг, таких как организация питания, уборка помещений, обслуживание лифтового оборудования.

Проведен анализ потребности в создании централизованных бухгалтерий, единых централизованных информационных систем учета и отчетности государственных областных учреждений и (или) передаче ведения бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности от государственного областного учреждения иному государственному учреждению или иной организации. В результате централизованные бухгалтерии созданы для областных учреждений культуры и образования. Спортивными учреждениями данные услуги переданы на аутсорсинг. Указанная работа будет продолжена.

На втором (основном) этапе реструктуризации бюджетного сектора необходимо провести более глубокие преобразования, направленные на проведение реорганизации бюджетных учреждений как основной предпосылки для внедрения новых форм бюджетного финансирования и повышения качества и доступности предоставляемых государственных услуг.

Помимо оптимизации бюджетной сети посредством реорганизационных мероприятий важным направлением работы на период действия Программы является анализ эффективности использования недвижимого имущества учреждений с целью принятия решения о его дальнейшем использовании. С 2019 года будет отменен коэффициент выравнивания, покрывающий необоснованную разницу в затратах учреждений; также из бюджета не смогут финансироваться затраты на неиспользуемое недвижимое имущество. В настоящее время данный коэффициент применяется следующими исполнительными органами государственной власти Мурманской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных или автономных учреждений: Министерством образования и науки Мурманской области, Комитетом по физической культуре и спорту Мурманской области, Комитетом по труду и занятости населения Мурманской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области.

До 2018 года включительно установлен переходный период, в течение которого органы власти могут доводить объем финансирования учреждений до сложившегося в предыдущие годы уровня с помощью коэффициента выравнивания. После его отмены отличия от усредненной величины себестоимости услуг, обусловленные большей площадью помещений, большим штатом сотрудников и другими факторами, должны будут финансироваться учреждениями самостоятельно. В этой связи существует высокая необходимость своевременного принятия решения по дальнейшим действиям с неиспользуемым имуществом бюджетных учреждений (аренда, передача в казну, продажа и т.п.), в том числе дозагрузка имущественных комплексов с привлечением негосударственного сектора.

Еще одним ключевым направлением второго этапа преобразований в рамках бюджетной реформы является внедрение конкурентных механизмов оказания услуг.

Участие организаций различных организационно-правовых форм в предоставлении государственных (муниципальных) услуг предполагает формирование нового набора бюджетных инструментов, основными из которых являются нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ.

Работа по расширению традиционного понимания системы социальных услуг и включению в нее негосударственного сектора в регионе проводится с 2015 года в рамках реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере на территории Мурманской области", утвержденного распоряжением Правительства Мурманской области от 06.04.2015 N 91-РП. В 2016 году в связи с принятием ряда федеральных нормативных правовых актов распоряжением Правительства Мурманской области от 02.08.2016 N 217-РП утвержден новый Комплексный план мероприятий Мурманской области по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, финансируемых из бюджетных источников. Документами, регламентирующими развитие данного направления, на федеральном уровне являются:

- Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 N 1738-Р);

- план мероприятий ("дорожная карта") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.06.2016 N 1144-Р);

- Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016 - 2020 годы (утвержден заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 23.05.2016 N З468п-П44).

Кроме того, опубликован проект федерального закона "О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", определяющий обязанность как государственных органов власти, так и органов местного самоуправления в 2018 - 2020 годах перейти к инструментам конкурсного финансирования услуг. В числе основных способов отбора исполнителей указаны: проведение конкурса на заключение соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве либо концессионного соглашения, отбор исполнителя непосредственным потребителем услуги, имеющим сертификат на ее получение, конкурс (аукцион).

В Мурманской области были определены несколько приоритетных сфер, имеющих потенциал для развития некоммерческих организаций и социального бизнеса, которые увязаны с социальными рынками Стандарта развития конкуренции:

1. Передача негосударственным организациям услуг социального обслуживания граждан.

Первым "пилотным" проектом в данной сфере стал вывод на рынок услуги "Социальное такси". Успешный опыт г. Мурманска по реализации "пилотного" проекта, подтвердивший свою эффективность, внедрен в 6 муниципальных образованиях (Мончегорский комплексный центр социального обслуживания населения (далее - КЦСОН), Кольский КЦСОН, Апатитский КЦСОН, Кандалакшский КЦСОН, Полярнозоринский КЦСОН, КЦСОН ЗАТО г. Североморск).

В настоящее время ведется работа по реализации проекта, направленного на развитие негосударственного сектора в сфере социального обслуживания на дому и в полустационарной форме, утвержденного заместителем Губернатора Мурманской области И.О. Погребняк. В рамках проекта устранены ключевые административные барьеры участия негосударственных организаций в предоставлении социального обслуживания. Конечным ожидаемым результатом реализации проекта является: увеличение доли негосударственных организаций, в т.ч. социально ориентированных некоммерческих организаций, в общем количестве поставщиков социальных услуг и доли получателей социальных услуг, обслуживаемых ими.