Действующий

О региональной программе развития торговли в Астраханской области на 2017 - 2019 годы (с изменениями на 5 июля 2019 года)



2. Текущее состояние торговой отрасли Астраханской области, содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Торговля - один из социально значимых видов экономической деятельности Астраханской области, удовлетворяющий потребности отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечивающий доступность товаров для населения, формирующий конкурентную среду и поддержку местных производителей товаров. Торговля характеризует уровень благосостояния населения и обеспечивает социально-экономическое развитие региона.


Торговля является своего рода индикатором существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю потребительских расходов, включая услуги, приходится около 84% всех денежных расходов населения Астраханской области.


В отраслевой структуре валового регионального продукта Астраханской области оптовая и розничная торговля занимает 2 место после добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, ее доля составляет 12,3%.


По данным статистики в торговле занято около 59,5 тыс. человек, что составляет 9,2% от общего количества человек, занятых в экономике Астраханской области. За 2016 год создано 2600 рабочих мест.


По объему оборота розничной торговли Астраханская область находится на пятом месте среди регионов Южного федерального округа и на 46 месте в Российской Федерации. В 2016 году сохранилась тенденция замедления темпа роста оборота розничной торговли, который составил 170,8 млрд руб. (92,2% к уровню 2015 года).


Оборот розничной торговли по хозяйствующим субъектам в 2016 году в основном формировался индивидуальными предпринимателями вне рынка (58,1%) и организациями, не относящимися к субъектам малого и среднего предпринимательства (29,2%). На долю торгующих организаций в 2016 году приходилось 95,6% оборота розничной торговли против 89,8% в 2015 году.


Сокращение доходов населения в совокупности с отказом от приобретения дорогостоящих товаров оказало негативное влияние на потребительский спрос.


Падение покупательского спроса отразилось и на структуре оборота розничной торговли. В 2016 году была отмечена тенденция экономии населения на приобретении товаров длительного пользования, в результате чего в общем объеме розничной торговли выросла доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив 40%, а доля непродовольственных товаров снизилась до 60%.


Сектор оптовой торговли Астраханской области представлен значительным количеством относительно небольших компаний, работающих преимущественно в сфере дистрибуции и логистики, и характеризуется низкой консолидацией и структурированностью. По обороту оптовой торговли Астраханская область занимает 5 место в Южном федеральном округе после Республики Крым.


После спада на 20% в 2015 году против уровня 2014 года оборота оптовой торговли Астраханской области в 2016 году оборот оптовой торговли составил 78,8 млрд руб. и продемонстрировал незначительное снижение темпа роста - 99,5% по сравнению с 2015 годом.


Оборот оптовой торговли в 2016 году на 82,3% формировался организациями с основным видом деятельности "Оптовая торговля", что на 1,4 процентных пункта выше уровня в 2015 года.


Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса населения региона принадлежит предприятиям организованной торговли. Они обеспечивают 95,6% оборота розничной торговли, на долю розничных рынков и ярмарок приходится 4,4%.


При этом современная торговля в последние годы претерпела серьезные структурные изменения: произошло сокращение организованных рынков, укрупнились розничные торговые предприятия, обострилась конкуренция между крупными торговыми сетями.


Состояние торговли характеризуется жесткой структуризацией и вводом в действие новых форматов и подформатов организаций торговли, таких как гипермаркеты, супермаркеты, торговые центры, торговые комплексы, магазины-склады, дискаунтеры, магазины "у дома".