Недействующий

Об утверждении бюджетного прогноза Орловской области на долгосрочный период до 2028 года (с изменениями на 8 июля 2022 года)



VII. Риски и угрозы несбалансированности областного бюджета


Возможность оценки и создания условий для минимизации рисков несбалансированности консолидированного и областного бюджетов Орловской области является одной из ключевых задач бюджетного прогноза Орловской области на долгосрочный период.


Общий подход к минимизации возможных угроз ухудшения сбалансированности областного бюджета Орловской области и местных бюджетов заключается в возможности обеспечения действующих расходных обязательств Орловской области без сокращения расходов на реализацию принятых решений. С учетом этого в целях обеспечения бюджетной сбалансированности в случае сокращения доходов областного бюджета Орловской области и местных бюджетов в первую очередь будут сокращены условно утверждаемые объемы бюджетных ассигнований.


Долгосрочные бюджетные риски, действие которых будет выходить за пределы планового периода (более трех лет), потребуют введения дополнительных ограничений при формировании бюджетов будущих периодов.


К числу основных внутренних рисков можно отнести следующие виды рисков.


1. Демографические риски.


Рост доли населения старше трудоспособного возраста увеличивает нагрузку на областной бюджет за счет увеличения расходов на здравоохранение и социальное обеспечение.


В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" финансовое обеспечение расходов на обязательное медицинское страхование неработающего населения относится к полномочиям субъектов Российской Федерации. В 2016 году доля таких расходов в составе налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Орловской области оценивается на уровне 16,2 процента. Доля расходов на социальную политику в 2016 году оценивается на уровне 35,9 процента.


В целях минимизации указанных рисков должна проводиться систематическая работа по выявлению и исключению из числа неработающего населения граждан трудоспособного возраста, фактически осуществляющих трудовую деятельность, но не уплачивающих взносы на обязательное медицинское страхование. Также должна быть проведена работа по инвентаризации мер социальной поддержки граждан с учетом введения критериев адресности и нуждаемости.


2. Снижение конкурентоспособности экономики и производительности труда.


Данный фактор носит системный характер. Его результатом является сокращение инвестиций, снижение рентабельности соответствующих видов деятельности и в конечном итоге дальнейшее замедление темпов экономического роста.


Минимизация указанных рисков возможна за счет реализации системных мер, направленных на развитие производства, повышение производительности труда. В качестве основных мер в долгосрочном периоде сохранятся налоговые льготы, частичное субсидирование затрат производителей.


3. Сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал.


В среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для стимулирования экономического роста, поскольку потенциал стимулирования внутреннего спроса и роста экспорта в настоящее время ограничен.


Дефицит инвестиций в основной капитал сдерживает темп экономического роста, а также формирует условия для консервации и усугубления отставания промышленного производства в области по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.