Налоговая политика Орловской области на долгосрочную перспективу ориентирована на развитие налогового потенциала, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования в целях привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений и проектов, способных увеличить поступление доходов в консолидированный бюджет Орловской области.
Основным критерием эффективности налоговой политики является возможность финансового обеспечения расходных обязательств публично-правовых образований при максимальном благоприятствовании развитию человеческого капитала, преимущественному положению добросовестных налогоплательщиков перед субъектами хозяйственной деятельности, уклоняющимися от уплаты налогов и сборов.
Формирование доходов консолидированного и областного бюджетов Орловской области на долгосрочный период осуществлено с учетом следующих подходов:
1) упорядочивания системы налоговых льгот, повышения их адресности;
2) повышения налоговой нагрузки на имущество, в том числе за счет отмены налоговых льгот, установленных федеральным законодательством;
3) совершенствования законодательства о налогах и сборах в целях недопущения снижения доходов бюджета;
4) сокращения возможностей уклонения от уплаты налогов и сборов за счет увеличения объемов безналичных расчетов, формирования максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков;
5) снижения налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышения на потребление, включая дорогую недвижимость;
6) повышения доходов от эффективного использования государственного и муниципального имущества.
Налоговая система, а также доходы от управления имуществом должны обеспечить достижение основной цели по формированию бюджетных доходов, необходимых для исполнения расходных обязательств Орловской области, а также поддерживать благоприятные условия для экономического роста и притока инвестиций.
Прогноз расходов консолидированного и областного бюджетов Орловской области до 2028 года сформирован в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе.
Будет продолжено развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, обеспечена социальная поддержка населения. Так же как и сегодня, в числе приоритетных направлений сохранятся расходы на развитие производственной инфраструктуры, в том числе сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства.
При этом должно быть обеспечено безусловное исполнение указов Президента Российской Федерации, изданных 7 мая 2012 года, направленных на развитие экономики, образования и здравоохранения, реализацию социальной и демографической политики, обеспечение граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая, что обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации государственной политики, при формировании прогноза расходов подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.