В рамках реализации первого этапа Программы будет проведена оценка возможности перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных (не муниципальных) организаций.
По итогам проведенной оценки и анализа социальных услуг, предоставляемых в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет средств городского бюджета, будет разработан и утвержден перечень основных социальных услуг, предоставление которых может осуществляться негосударственными (не муниципальными) организациями.
Перечень основных социальных услуг, предоставление которых может осуществляться не муниципальными организациями, будет составляться исходя из возможности негосударственного сектора экономики оказывать аналогичные услуги. Могут, например, рассматриваться варианты размещения отдельных услуг в негосударственном секторе, уже оказывающем их, или преобразование ныне действующего учреждения в негосударственную форму собственности с сохранением направленности деятельности. При этом должны учитываться все аспекты, связанные со сложностью процессов оказания отдельных видов социальных услуг, а также оценка возможных нежелательных последствий данного мероприятия для потребителей бюджетной услуги.
Программа исходит из необходимости оптимизации и сокращения бюджетных расходов и, следовательно, расширения спектра организаций (не являющихся муниципальными), предоставляющих социальные услуги населению. Следует отметить, что сам переход существенно зависит от развития рынка услуг.
Утверждение порядка и плана перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных (не муниципальных) организаций и формы типового контракта необходимо не только для формализации процедур и определения очередности перевода, но и для решения ряда ключевых вопросов, касающихся правовой формы новых не муниципальных организаций, а также путей ликвидации (преобразования) муниципальных учреждений и организаций.
Наиболее вероятными организационно-правовыми формами организаций - производителей социальных услуг являются: автономная некоммерческая организация (АНО) и хозяйственное общество (ООО, ЗАО и т.п.). Эффективность каждой из этих форм необходимо проверить в ходе эксперимента. Преимуществами АНО в данном случае являются: более простой режим управления организацией, учета, отчетности, более широкие возможности для получения ими экономической поддержки от органов власти. Для некоммерческих организаций в большей степени характерно сохранение сложившихся в бюджетных учреждениях взаимоотношений в трудовом коллективе, отсутствие конфликтов по типу "наемный работник - собственник". Кроме того, для хозяйственных обществ характерен более жесткий контроль со стороны собственника за рациональным использованием финансовых ресурсов.
На этапе проведения эксперимента будет предусмотрен вывод из муниципального сектора экономики лишь незначительного числа бюджетных учреждений. Как показывает опыт, наиболее эффективным не только в налоговом отношении, но и в экономическом плане является аутсорсинг. В этой связи для ускорения процедур реструктуризации имеет смысл в первоочередном порядке рассмотреть вопрос о включении в план мероприятий и передаче частным организациям подрядов на выполнение отдельных наиболее простых процессов технического или вспомогательного плана, таких, как уборка помещений, ремонт и обслуживание оргтехники.
Учитывая высокую социальную значимость проводимых преобразований, непосредственно затрагивающих интересы граждан, проведение всех преобразований будет проходить максимально открыто, с публикацией на втором этапе реализации Программы в СМИ и сети Интернет планируемых и фактических результатов перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в новые организационно-правовые формы.