Наименование | Еди- | Составляющие себестоимости, руб. | Себесто- | ||||
Груп- | Инди- | Линия | Кабина | Або- | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Телефонные | |||||||
- квартирные | аппа- | ||||||
- квартирные |
| ||||||
- учрежденческие | -"- | ||||||
Таксофоны | так- |
Плата за подключение к сети местной телефонной связи (плата за установку телефона) является источником покрытия части затрат предприятия (АО) электросвязи на создание 1 номера телефонной емкости. Наряду с единовременной платой за подключение эти затраты компенсируются за счет текущих (ежегодных) амортизационных отчислений, включаемых в себестоимость.
Для определения доли единовременных затрат на создание 1 номера телефонной емкости, компенсируемых за счет двух указанных источников, вначале рассчитывается сумма затрат, покрываемых амортизационными отчислениями, поскольку эта часть, регламентируется действующими нормами амортизации, то есть, по существу, нормируется и может быть определена достаточно точно.
При средней норме амортизации на оборудование местной телефонной связи 5% амортизационный период составляет 20 лет.
Сумма амортизационных отчислений за этот период может быть рассчитана на основе доли амортизации в себестоимости местной телефонной связи, которая по фактическим данным колеблется по отдельным предприятиям (АО) от 22 до 32%, а в среднем по подотрасли равна 26%.
Себестоимость обслуживания 1 квартирного телефона, по состоянию на 01.10.95 г., составляла в среднем 24 тыс. руб. в месяц, а одного телефона на предприятиях и в организациях - в 1,4 раза выше (в соответствии с увеличением поступающей нагрузки от абонентов общественного сектора и повышением в связи с этим затрат на обслуживание), то есть 24 х 1,4 = 33,6 тыс. руб. в месяц. Так как в общем количестве абонентов местной телефонной сети на долю населения приходится 80%, а остальные 20% составляют абоненты предприятий и организаций, то средневзвешенная себестоимость обслуживания одного номера равна:
Сср = 24 х 0,8 + 33,6 х 0,2 = 25,9 тыс. руб. в месяц.
Тогда годовая сумма амортизационных отчислений при их удельном весе в себестоимости 26% составляет:
Агод = 25,9 х 0,26 х 12 = 80,8 тыс. руб. в год,
а за весь амортизационный период, равный 20 годам:
Апер = 80,8 х 20 = 1616 тыс. руб. или 339 долларов США (при курсе на момент проведения расчетов 4760 руб. за 1 доллар США).
Средняя стоимость ввода 1 номера телефонной емкости на мировом рынке составляет 1000-1500 долларов США. Однако в условиях России, где в настоящее время наряду с импортными АТС вводятся не самые прогрессивные и менее дорогостоящие отечественные станции, эта стоимость в среднем равна примерно 750 долларов США.
Таким образом, за счет накопленных за 20-летний период амортизационных отчислений при действующих нормах амортизации покрывается 45% (339 : 750 х 100) от всех затрат на создание 1 номера, а остальные 55% должны компенсироваться за счет платы за подключение к сети.
Учитывая неодинаковую платежеспособность потребителей частного и общественного сектора, следует применять дифференцированный подход к установлению доли единовременной платы за подключение для различных групп абонентов, используя при этом элементы перекрестного субсидирования. При этом для менее платежеспособной группы потребителей она может быть меньше, а для пользователей услуг с достаточной платежеспособностью - больше, но так, чтобы в среднем с учетом структуры абонентов были компенсированы все 55% затрат на создание 1 номера телефонной емкости.
Приняв для населения эту долю, равную 50%, а для предприятий и организаций - 75%, с учетом сложившейся структуры абонентов получим общую долю единовременных затрат на создание 1 номера, компенсируемых за счет платы за подключение:
50 х 0,8 + 75 х 0,2 = 55%,
что соответствует вышеприведенным расчетам.
В зависимости от платежеспособности потребителей эти доли могут быть изменены в пользу менее платежеспособных (населения). Например, для предприятий и организаций может быть установлена стопроцентная компенсация затрат на создание 1 номера за счет платы за подключение. Тогда для населения эта доля составит:
(55 - 100 х 0,2) : 0,8 = 44.
В конкретных предприятиях (АО) эти доли могут быть рассчитаны более точно с учетом фактических данных о структуре абонентов, себестоимости, удельного веса амортизационных отчислений в ее структуре и стоимости 1 номера телефонной емкости.