Формирование конкурентной среды и устранение государственной монополии в АПК республики осуществляется посредством реформирования и приватизации предприятий, в результате чего меняются отношения собственности, создается многосекторная аграрная экономика.
При реорганизации или создании новых предприятий следует иметь в виду, что узкоспециализированные растениеводческие и особенно животноводческие предприятия, как правило, менее устойчивы.
Реорганизация хозяйств и процедура приведения организационно - правовой формы в соответствии с законодательством должна осуществляться с соблюдением следующих принципов:
- сохранение, как правило, сельскохозяйственного или обслуживающего сельскохозяйственное производство профиля использования объектов реорганизуемых предприятий;
- обеспечение всем производителям сельскохозяйственной продукции равнодоступности объектов производственной и социальной инфраструктуры;
- добровольность выбора организационно - правовой формы предприятия или вида деятельности в рамках действующего законодательства;
- сохранение накопленного производственного потенциала реорганизуемого сельхозпредприятия и внутрихозяйственных производственных связей;
- доступность совместного пользования объектами, имеющими общехозяйственное значение, для всех обособившихся (коллективных и индивидуальных) работников;
- социальная справедливость и защищенность работников реорганизуемых хозяйств и населения на его территории;
- четкие временные рамки реорганизации, каждый этап реорганизации должен проводиться в установленные сроки;
- собственники земельных долей и имущественных паев могут участвовать в распределении земли и имущества;
- организация работы непосредственно на местах - практическое осуществление производится внутрихозяйственной комиссией с привлечением соответствующих местных органов власти;
- преемственность - с учетом принятых ранее решений по реорганизации сельхозпредприятий.
Первая группа сельхозпредприятий Республики Коми прошла реорганизацию, но вновь образовавшиеся хозяйства не привели организационно - правовую форму в соответствие с законодательством. Членам трудовых коллективов этих предприятий необходимо оформить закрепление в собственность земельных долей и имущественных паев, а также заключить договоры на использование этих паев (создание новых организационно - правовых форм сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, присоединение земельной доли к личному подсобному хозяйству и т.д.).
Вторая группа сельхозпредприятий не прошла реорганизацию, им предстоит в установленном порядке определиться с организационно - правовой формой.
Следует выделить и третью группу предприятий, которые не попадают под действие постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года N 86, это племенные хозяйства - совхозы "Печора" и "Мутницкий", а также свиноводческий комплекс - совхоз "Зеленецкий".
К этой группе хозяйств следует также отнести: совхозы г. Воркуты - государственные унитарные предприятия, так как они имеют высокопродуктивное животноводство, но нет собственной кормовой базы; специализированные хозяйства (птицефабрики, тепличные комбинаты), в которые вложены большие средства, обладающие передовыми технологиями производства и организации труда, но не имеющие собственной кормовой базы, а также источников теплоснабжения. Эти предприятия должны иметь ежегодную государственную поддержку из республиканского бюджета Республики Коми и федерального бюджета.
В соответствии с реальными естественно - историческими и экономическими условиями, психологической настроенности людей, в обозримой перспективе основным направлением развития сельского хозяйства остается крупнотоварное специализированное производство на основе передовой технологии, тесной интеграции и кооперации внутрихозяйственных формирований.
Доминирующее положение в аграрном секторе должны постепенно занять сельскохозяйственные кооперативы.
При формировании новых организационно - правовых форм сельскохозяйственных предприятий, особенно крупных коллективных хозяйств, предстоит совершенствовать их внутреннюю структуру и хозяйственный механизм, проводить коренное изменение внутрихозяйственных экономических отношений, используя различные их формы (аренда, развитие внутрихозяйственной кооперации, хозрасчетные формы, куплю - продажу производимой продукции и услуг).
В хозяйствах, не имеющих потенциала, обеспечивающего эффективное использование средств государственной поддержки (приложение 9), необходимо имущество и землю разделить на паи, провести широкую организационно - разъяснительную работу, дать право работникам реорганизуемого предприятия добровольного выбора новой организационно - правовой формы хозяйствования: небольшие кооперативы, товарищества на вере, фермерские хозяйства и их ассоциации и т.д. Новые формирования наряду с производством сельскохозяйственной продукции будут заниматься строительством, ремонтом, выполнением определенных видов работ и услуг сельскому населению. Возможно создание на их базе подсобных хозяйств промышленных предприятий, присоединение их к другим сельскохозяйственным предприятиям.
Реорганизацию сельхозпредприятий и изменение организационно - правовой формы следует рассматривать как начальную стадию в процессе кооперирования с перерабатывающими предприятиями, которые, оставаясь монополистами, не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям реально влиять на использование продукции и условия ее реализации.
Приватизация обслуживающих предприятий также не способствовала интеграции их с сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В акционерных обществах, созданных путем приватизации государственных предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно - техническому обслуживанию и материально - техническому обеспечению АПК, контрольные пакеты акций которых размещены среди членов их трудовых коллективов, предлагается с согласия акционеров осуществить следующие меры, включающие:
- вторичную эмиссию акций под увеличение уставного капитала в пределах стоимости переоценки имущества с размещением их среди сельхозтоваропроизводителей, поставщиков сырья, потребителей услуг;
- передачу имущества предприятий банкротов по решению кредиторов сельхозтоваропроизводителям в счет задолженности им за поставленное сырье, в целях использования этого имущества для организации переработки сельхозпродукции;
- реорганизацию предприятий перерабатывающей промышленности и производственно - технического обеспечения в соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения производственной кооперации.
При этом кооперация и агропромышленная интеграция развиваются на основе добровольного объединения товаропроизводителей для совместной деятельности по производству продукции, ее переработке, хранению и реализации, материально - техническому, финансовому и другим видам обслуживания.