Действующий

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ, СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 1997-2000 ГОДЫ


 4.4. Меры государственной поддержки АПК


Законом Республики Коми "О государственном регулировании агропромышленного производства" для обеспечения развития АПК предусматривается ежегодное бюджетное финансирование на его поддержку не менее 10% от доходной части республиканского бюджета Республики Коми.

До 1997 года государственная поддержка АПК из республиканского бюджета РК осуществлялась на основе принципов финансирования из федерального бюджета, т.е. ориентировалась на сохранение сельхозпроизводства любыми средствами, что не привело к стабилизации экономики и усугубило дальнейший спад производства.

В настоящее время назрела острая необходимость в отработке эффективных способов и методов осуществления финансовой поддержки сельских товаропроизводителей, усиления целевого и адресного характера финансовой помощи государства.

Государственные ресурсы должны использоваться на строго определенные цели, а производители, получающие поддержку, должны нести ответственность за нерациональное использование средств.

Средства предоставляются на компенсационно - долевой основе. Это означает, что государство компенсирует только часть затрат. Соотношение участия государства и производителя может различаться в зависимости от содержания инвестиционного проекта или целевых программ.

Необходим поэтапный переход от сложившейся системы государственной поддержки АПК, ориентированной в основном на дотирование производства, компенсацию производственных затрат и централизованное кредитование к системе, предусматривающей программно - целевую, избирательную поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, поддержку развития рыночной инфраструктуры и рыночной информации, системы кредитования и самокредитования, стимулирование спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.

Выделяются приоритетные направления финансово - кредитной поддержки государства. Учитывая состояние бюджета и несбалансированность механизмов регулирования, количество таких приоритетов будет ограничено.

Тем не менее для того, чтобы смягчить переход к рыночным условиям, учитываются и объективные условия производства сельскохозяйственной продукции в северных регионах.

Объем средств, предусмотренных на поддержку АПК в республиканском бюджете Республики Коми, подразделяется на два раздела:

I. Прямое бюджетное финансирование сельхозтоваропроизводителей.

II. Поддержка в виде выделения предприятиям АПК льготных или беспроцентных кредитов. Создание специального лизингового фонда.


I. Средства прямого бюджетного финансирования


Средства прямого бюджетного финансирования используются по нескольким направлениям, которые условно подразделяются на следующие группы:

1. Мероприятия, направленные на повышение эффективности производства и его интенсификацию, в том числе финансирование целевой государственной программы "Государственная комплексная программа повышения плодородия почв", а также других программ развития и повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

2. Финансирование государственных служб (Коми республиканское управление ветеринарии с Госветинспекцией и Гостехнадзором), а также программ, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний животных, распространение вредителей растений, охрану окружающей среды.

3. Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции:

возмещение части стоимости продукции через целевые дотации на картофель, молоко, скот и птицу, некоторые другие виды сельскохозяйственной продукции, поставляемой в региональный фонд продовольственных ресурсов на конкурсной основе;

компенсации части расходов по выплате районных коэффициентов и северных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с использованием механизма стимулирования снижения издержек производства;

поддержка системы страхования производства сельскохозяйственной продукции при условии конкурсного отбора страховых компаний.

4. Мероприятия, направленные на минимизацию экономического диспаритета, связанного с неравными природно - климатическими условиями, транспортной и энергетической схемой обеспечения, а также на сохранение отраслей, обеспечивающих стабильность внутреннего продовольственного рынка;

дотирование основных видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки сельхозтоваропроизводителям и перерабатывающим предприятиям, находящимся в отдаленных и труднодоступных местностях с постепенным снижением доли дотаций по мере создания условий для выпуска продукции длительного хранения с высокими потребительскими свойствами;

компенсации части затрат сельскохозяйственных предприятий для производства электроэнергии на собственных дизельных электростанциях и покупку ее у производителей электроэнергии, не входящих в систему РАО "ЕЭС России", потребляемой на производство сельхозпродукции, уличное освещение и отпускаемой населению;

возмещение затрат на содержание социальной инфраструктуры села, включая частичную компенсацию на отопление жилья, находящегося на балансе сельхозпредприятий;

возмещение 20% стоимости электро- и теплоэнергии, используемой на технологические нужды тепличными хозяйствами в пределах технически обоснованных норм;

удешевление стоимости комбикормов птицеводческим хозяйствам и крупным животноводческим комплексам в размере 20-30% в пределах технически обоснованных норм расходования кормов.

5. Мероприятия, связанные с реформированием, реорганизацией и ликвидацией убыточных сельхозпредприятий.