Сложившаяся ситуация в аграрном секторе республики и основные причины, приведшие его в критическое состояние, характерны и для Российской Федерации в целом, среди них:
- отсутствие разработанной программы, стратегии развития реформ в аграрном секторе страны до начала реформ;
- концепции развития, разрабатываемые учеными - аграрниками и специалистами в ходе реформ, не находят должной оценки, и даже закрепленные законодательно, не подкрепляются материально и не финансируются в необходимых объемах;
- диспаритет цен на промышленную продукцию и сельхозпродукцию. За последние 4 года темпы роста цен на материально - технические ресурсы и услуги, поставляемые селу, в 4,7 раза превысили темпы роста закупочных цен;
- несвоевременные расчеты за сельскохозяйственную продукцию предприятиями перерабатывающей промышленности и торговли;
- общая кризисная ситуация в стране;
- отсутствие правильной финансово - кредитной и налоговой политики;
- несвоевременное поступление денежных средств из федерального и регионального бюджетов;
- дезинтеграция агропромышленного производства;
- отсутствие комплексной программы государственного регулирования экономики агропромышленного комплекса, не решены многие вопросы в земельном законодательстве;
- несоответствия законодательной базы по реорганизации сельхозпредприятий, приватизации агропромышленного производства, приведшие к усилению монополизма перерабатывающих и обслуживающих предприятий;
- и, наконец, неконкурентоспособность сельскохозяйственного производства в условиях Крайнего Севера, территориальная разобщенность сельскохозяйственного производства в Республике Коми. В 1995 году различными видами дотаций и компенсаций было восполнено из бюджетов Республики Коми и Российской Федерации всего 11% производственных затрат. Мировой опыт поддержки и регулирования доходов сельхозтоваропроизводителей свидетельствует, что возмещение затрат на производство должно составлять 50-60%.