В пользовании сельхозпредприятий, организаций и граждан Республики Коми, занимающихся сельхозпроизводством, находится 12559,2 тыс. га, из них 5558,3 тыс. га земель (оленьи пастбища), используемые сельскохозяйственными предприятиями республики за пределами административных границ Республики Коми. Кроме того, сельскохозяйственными предприятиями сопредельных областей на территории Республики Коми используется 3818,7 тыс. га.
Земли сельскохозяйственного назначения на территории Республики Коми занимают площадь 10819,6 тыс. га, что составляет 26% земельного фонда. Большая часть земель этой категории находится в пользовании или владении предприятий государственного сектора - 40,7% и подсобных хозяйств - 31,1%.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий в административных границах Республики Коми 399,2 тыс. га (без земель, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества), или около 1% ее территории. Основная часть этих угодий находится в пользовании сельхозтоваропроизводителей - 291,7 тыс. га (пашни - 89,7 тыс. га; сенокосов - 153,4 тыс. га; пастбищ - 48,6 тыс. га), а также в ведении органов местной власти - 49,7 тыс. га (пашни - 3,2 тыс. га; сенокосов - 29,1 тыс. га; пастбищ - 17,4 тыс. га). Сельскохозяйственные угодья указанных категорий интенсивно используются, сельскохозяйственные угодья других категорий земель, а их 57,8 тыс. га, фактически не используются по их целевому назначению или используются от случая к случаю. В большинстве своем это труднодоступные, удаленные от населенных пунктов земельные участки, использование которых связано с значительными затратами времени и средств.
В республике практически нет плодородных почв, большинство их отличаются переувлажненностью, повышенной кислотностью, низким уровнем содержания подвижного фосфора и обменного калия. Из 202 тыс. га естественных кормовых угодий (сенокосы и пастбища), находящихся в пользовании сельхозпроизводителей, в той или иной мере залесенных и закустаренных - 40,5 тыс. га, покрытых кочками - 1,3 тыс. га, или свыше 20%.
В таких условиях большое значение имеет мелиорация земель, общий мелиоративный фонд Республики Коми составляет 165 тыс. га. В последние годы идет резкое снижение объемов мелиоративного строительства, так в 1993 году ввод мелиорированных земель составил 0,8 тыс. га, в 1994 году - 0,2 тыс. га, в 1995 году - 0,3 тыс. га.
В то же время постоянно ухудшается техническое состояние мелиорированных земель, 14,4 тыс. га площадей осушенных земель требуют проведения работ по качественному улучшению и повышению технического уровня мелиоративных земель, кроме того, 4,8 тыс. га - проведения культуртехнических работ и агромелиоративных мероприятий.
Эти факторы, а также нерациональное использование земель ведут к уменьшению площадей сельскохозяйственных угодий.
Земельная реформа. Земельная реформа имеет цель перераспределения земель в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель.
За период проведения земельной реформы произошли значительные изменения земельных отношений в регионе.
С 1991 года в республике ведутся работы по формированию фонда перераспределения земель, который создается для наделения граждан и их объединений земельными участками с целью организации крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества, животноводства и индивидуального жилищного строительства. На 1 января 1996 года общая площадь фонда перераспределения земель составляет 80,8 тыс. га, из них 33,4 тыс. га земель находятся в пользовании прежних землепользователей, аренде или временном пользовании и 47,4 тыс. га земель включены в земли запаса. Причины неиспользования части земель фонда перераспределения - это включение в него малопродуктивных лесных земель, требующих больших капитальных вложений для вовлечения их в сельскохозяйственное производство, а также удаленность земель от населенных пунктов и отсутствие каких-либо транспортных путей.
Значительное развитие в республике получило коллективное садоводство и огородничество, по состоянию на 1 января 1996 года для этих целей выделено 135 тыс. земельных участков, в том числе для садоводства 91,1 тыс. и для огородничества 43,9 тыс., общей площадью 8,5 тыс. га. Кроме того, личным подсобным хозяйством занимаются 103,8 тыс. семей, в пользовании которых находится 16,8 тыс. га земель.
Для индивидуального жилищного строительства на 1 января 1996 года выделено 2,4 тыс. земельных участков на общей площади 0,3 тыс. га.
С 1 января 1996 года Законом Республики Коми от 31 октября 1995 года "О продаже земельных участков собственникам предприятий" вводится частная собственность для граждан и юридических лиц (собственников предприятий) на землю. В 1994 году Законом Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О земельной реформе" продекларировано право частной собственности на землю для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и животноводства, для строительства и обслуживания жилого дома, для дачного строительства и обслуживания придачного хозяйства и строительства гаражей.
Для дальнейшего осуществления земельной реформы необходимо улучшить ее правовое обеспечение:
- приведение Земельного кодекса Республики Коми в соответствие с новым Земельным кодексом Российской Федерации, проект которого находится на рассмотрении Госдумы ФС Российской Федерации;
- на основании и в соответствии с земельным законодательством произвести разграничение функций по управлению и распоряжению земельными ресурсами Республики Коми между Российской Федерацией и Республикой Коми, отнесение и выделение земель федерального значения, республиканского и местного значения;
- принятие законов и других нормативно - правовых актов, необходимых для правового обеспечения земельной реформы.
Для реализации конституционных прав граждан на землю в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года N 337 в Республике Коми необходимо принять Закон "О предоставлении земель в собственность граждан".
Необходимо также:
- разработать программу кадрового обеспечения земельной реформы;
- улучшить материально - техническое и финансовое обеспечение проведения земельной реформы;
- землеустроительное обеспечение проведения земельной реформы, которое заключается в завершении работ по инвентаризации в срок до 2000 года;
- проведение межхозяйственного землеустройства с уточнением границ существующих землепользований в натуре и реорганизацией сельскохозяйственных землепользований в соответствии с выбранной коллективами хозяйств формой собственности;
- завершение перерегистрации землепользований и землевладений с выдачей документов, удостоверяющих право на землю;
- проведение оценок земли;
- совершенствование системы установления ставок земельного налога и арендной платы, определения нормативной цены земли;
- проведение других необходимых проектных, изыскательских и обследовательских землеустроительных работ и мероприятий для обеспечения информацией о земле собственников, владельцев, пользователей и органов управления;