Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (II ЭТАП) НА 1997-2000 ГОДЫ


 2.2. Среднее общее образование


На 01.01.96 в республике функционировали 597 общеобразовательных учреждений на 195310 учащихся. Из них: в структуре районных (городских) отделов (управлений) образования - 577 учреждений на 187926 учащихся; в структуре Министерства путей сообщения Российской Федерации - 19 учреждений на 7384 учащихся; в структуре Министерства Республики Коми по социальным вопросам - 1 учреждение на 40 учащихся (школа - интернат для детей с детским церебральным параличом).

В сфере общего образования продолжаются процессы демократизации и гуманизации. Активизировался переход к образованию по выбору, происходит дальнейшее углубление и дифференциация содержания базового уровня образования. В республике сохранено единое образовательное пространство.

В сложившейся системе вариативного образования особое внимание уделяется развитию массовой школы, работающей по базисному учебному плану. В практику ее работы вводятся системы развивающего обучения (Б.Д.Эльконин - В.В.Давыдов, Л.В.Занков, П.М.Эрдниев, В.Н.Зайцев, В.Ф.Базарный), системы экономического и экологического образования как часть культуры человека в современном обществе.

Учебные предметы по углубленной программе изучают 9,5 тыс. учащихся (485 кл.). Открыты классы профильного обучения и группы профессиональной подготовки (на селе - фермерские классы) - 1712 учащихся, 72 класса.

Иностранный язык в начальном звене изучается в 151 школе (в 1995 году - 145 школ).

Совершенствуется система работы с одаренными детьми.

В республике функционируют 7 лицеев, 7 гимназий, 2 прогимназии. В 40 общеобразовательных школах республики (в т.ч. в 2 сельских) открыты прогимназические и гимназические классы.

Для одаренных детей из сельской местности работает очно - заочный лицей при Коми государственном педагогическом институте, открыт республиканский физико - математический лицей.

Для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных предметов, в республике функционируют 679 классов коррекции и компенсирующего обучения.

Введено в действие положение о семейном образовании и экстернате.

Подросткам, не посещающим дневную школу, предоставлена возможность получить среднее общее образование через сеть вечерних школ.

Большое внимание в системе образования уделяется вопросам национальной школы. Ведется разработка и внедрение республиканских компонентов образовательных стандартов.

Коми язык изучается в 270 школах. Однако необходима подготовка учебно - методического комплекса для изучения всех предметов на коми языке в начальных классах.

За последние годы изданы 16 школьных учебников по программе национальной коми школы, 4 словаря, 17 учебных пособий по коми языку и литературе, усовершенствованы программы по курсу "Литература, искусство, история, природа Коми края" для общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования с многонациональным составом учащихся.

Наряду с коми и русским языками в республике ведется изучение украинского, татарского, башкирского, финского, болгарского и др. языков (воскресные школы, кружки, факультативы). В Сыктывкаре работает общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого языка.

Основными направлениями обновления содержания среднего общего образования являются:

- осуществление дальнейшей структурной перестройки и дифференциации сети образовательных учреждений, поддержка образовательных учреждений инновационного типа;

- создание нормативно - правовой базы вариативного образования, в т.ч. образования без отрыва от производства, экстерната и образования в семье;

- создание нормативной базы и отработка механизмов аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Приоритеты образовательной политики в сфере среднего общего образования:

- кадровое и ресурсное обеспечение национальной сельской школы;

- создание собственной индустрии образования, обеспечивающей выполнение национально - региональных программ;

- отработка механизмов государственного контроля за уровнем и качеством образования на основе федеральных и республиканских компонентов государственного образовательного стандарта;

- создание условий для обучения детей с разными возможностями в равных социальных условиях;

- контроль за сбалансированностью уровня платных образовательных услуг и гарантированного государством бесплатного образования.