Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (II ЭТАП) НА 1997-2000 ГОДЫ

  2.4.1. Начальное профессиональное образование


В настоящее время в Республике Коми функционирует 51 учреждение начального профессионального образования и 2 подведомственных Министерству образования и высшей школы Республики Коми филиала, где по дневной форме обучаются свыше 19 тыс. учащихся, работают около 3 тыс. сотрудников.

Ежегодный прием учащихся составляет свыше 7 тыс. человек, выпуск квалифицированных рабочих и специалистов - 6,6 тыс. человек. Взаимодействие с Министерством труда и занятости населения Республики Коми, связь учреждений начального профессионального образования с предприятиями различных форм собственности позволили увеличить количество трудоустроенных выпускников по полученной профессии до 50 процентов.

В большинстве учреждений начального профессионального образования прием осуществляется на конкурсной основе и достигает по отдельным профессиям (программист, техник, механик, автомеханик, коммерческая деятельность, закройщик и др.) до 5 человек на учебное место. Вводятся инновационные формы обучения, сквозные учебные планы с ориентацией на дальнейшее обучение в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования. Повысилось качество подготовки учащихся: более 20 процентов выпускников получают профессиональные знания и навыки, превышающие требования учебных программ, свыше 5 процентов выпускников поступают в учебные заведения высшего профессионального образования, а более 25 процентов выпускников лицейских групп зачисляются на дальнейшее обучение для получения высшего профессионального образования.

Ежегодно вводится обучение по новым профессиям, необходимым для обеспечения Программы стабилизации и развития экономики Республики Коми (мастер - лесовод, банковский служащий, техник - технолог, фермер и др.).

Введение учреждениями начального профессионального образования в учебный процесс госстандартов и нового перечня профессий практически обеспечивает государственную гарантию качества профессиональной подготовки, адаптированность выпускников к постоянно изменяющимся требованиям рынка труда. Результаты итоговых аттестаций свидетельствуют о повышении качества подготовки выпускников: до 30 процентов из них получают 2-3 и более специальности, более 20 процентов - рабочие разряды выше установленных, а 4 процента учащихся оканчивают учебные заведения с отличием.

С развитием рыночной экономики, расширением самостоятельности образовательных учреждений, развитием их многоуровневости, многопрофильности и многофункциональности сохранено и укрепляется единое образовательное пространство Российской Федерации и Республики Коми. Созданы условия для выбора учащимися учреждений, профиля образования, программ, форм получения образования. Удовлетворению различных образовательных запросов способствует дифференциация сети учреждений начального профессионального образования. За последние годы 7 профессиональных училищ преобразованы в профессиональные лицеи, в которых обучается свыше 4 тыс. человек.

Необходимость создания условий для получения любого уровня качественной профессиональной подготовки продиктована не только стремлением молодежи получить надежное базовое образование, но еще и тем, что около 38 процентов учащихся общеобразовательных школ уже сейчас нуждаются в медико - психолого - педагогической реабилитации, а к 2000 году прогнозируется рост этой категории учащихся до 40-45 процентов от общего количества.

Создаются негосударственные образовательные учреждения начального профессионального образования (подведомственные Севергазпрому, Министерству труда и занятости населения Республики Коми).

На период до 2000 года число общеобразовательных школ в республике практически не изменится, а количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях по годам выпуска несколько возрастет. Следовательно, прием в учреждения начального профессионального образования необходимо оставить на прежнем уровне (ежегодно от 7000 до 7300 человек), сохранив имеющиеся профессиональные училища и лицеи. Анализ приема учащихся за последние годы и ежегодно проводимые опросы выпускников школ свидетельствуют о том, что из числа выпускников 9-х классов в профессиональные училища поступает около 31 процента, из числа выпускников 11-х классов - около 27 процентов.

В Республике Коми наметилась определенная тенденция развития начального профессионального образования. В соответствии с перспективными планами развития отраслей отдельных производств внедряются новые профессии на имеющейся учебно - материальной базе. Ведется обучение по профессиям "мастер лесопользования, лесовод", "контролер - кассир банка", "горный техник - электромеханик", "техник - строитель", "техник - электромеханик железнодорожного транспорта", "техник - технолог деревообрабатывающего производства" и др.

Изменения социально - экономического положения в ряде городов и районов республики, концентрация в них производства потребуют и дальнейшей дифференциации системы начального профессионального образования.

Система начального профессионального образования имеет наиболее подготовленную базу, на основе которой осуществляется профессиональное обучение незанятого населения. Ежегодно проходят профессиональную подготовку, переподготовку по направлениям служб занятости, предприятий от 3 до 3,5 тыс. человек. Потенциальные возможности системы начального профессионального образования для переобучения незанятого населения, других категорий граждан оцениваются расчетно в объеме 4-5 тыс. человек в год.

Основные проблемы начального профессионального образования:

- около 1/3 выпускников не может трудоустроиться после окончания профессиональных училищ из-за отсутствия рабочих мест;

- недостаточность и задержки финансирования остаются главными дестабилизирующими факторами развития системы начального профессионального образования. Из федерального бюджета в основном выделяются ассигнования на выплату заработной платы работникам учреждений начального профессионального образования, стипендии и не в полном объеме на оплату расходов по питанию учащихся. Остальные расходы обеспечиваются по мере поступления доходов в федеральный бюджет;

- усиливается отток наиболее квалифицированных и перспективных инженерно - педагогических работников;

- ухудшается положение с организацией горячего питания учащихся. Существующие нормы питания в размере 5 тыс. рублей в день значительно ниже физиологических норм;

- в течение 1995 года и в I полугодии 1996 года система учреждений начального профессионального образования испытывает постоянные проблемы, связанные с задолженностями по коммунальным платежам, которые составляют 24 млрд. рублей, а по состоянию на 1 июня 1996 года - 42 млрд. рублей;

- вследствие недостатка средств темпы ветшания учебно - материальной базы учреждений начального профессионального образования продолжают многократно обгонять темпы введения новых мощностей и оснащения учебного процесса.

В целях создания новых условий для получения профессионального образования сельской молодежью необходимо открыть учреждения начального профессионального образования в Усть - Цилемском, Койгородском, Корткеросском районах, расширить и реконструировать существующие (профессиональное училище N 19 Прилузского, N 26 Усть - Куломского, N 27 Ижемского, N 37 Троицко - Печорского, N 11 Княжпогостского районов), создать условия для преобразования филиала профессионального лицея N 28 Удорского района в самостоятельное учебное заведение.

В рамках II этапа действия Программы приоритетными направлениями в области начального профессионального образования признаются следующие:

- сохранение, оптимизация и развитие сети учреждений начального профессионального образования;

- качественное обновление содержания начального профессионального образования и профессиональной подготовки с учетом современных научных и научно - педагогических подходов, экономического положения Российской Федерации, а также социальных условий и запросов общества;

- разработка и принятие республиканских компонентов государственных стандартов в области начального профессионального образования;

- осуществление перехода на преимущественно договорные отношения в подготовке квалифицированных кадров с министерствами и ведомствами Республики Коми, организациями и учреждениями в соответствии с ситуацией на рынке труда;

- лицензирование новых профессий, вводимых в учреждениях начального профессионального образования;

- обеспечение аттестации и государственной аккредитации учреждений начального профессионального образования в соответствии с графиком.