Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (II ЭТАП) НА 1997-2000 ГОДЫ


 2.4.2. Среднее профессиональное образование


Всего в республике функционирует 21 учебное заведение среднего профессионального образования, из них 7 преобразованы в колледжи, дающие повышенный уровень среднего профессионального образования. Из федерального бюджета финансируются 11 учебных заведений среднего профессионального образования (444 преподавателя, 5881 учащийся), из республиканского бюджета - 10 учебных заведений среднего профессионального образования (451 преподаватель, 3839 учащихся).

Учебные заведения среднего профессионального образования готовят специалистов по 146 специальностям.

В условиях Республики Коми представляется целесообразным постепенный переход на подготовку специалистов среднего профессионального образования по профилям (группам специальностей) с целью обеспечения более широкого и социально значимого образования личности.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, обеспечение широкого доступа населения к получению данного вида образования и возможностей личного выбора различных его типов по содержанию, продолжительности и форме обучения.

Объемы приема, перечень специальностей, по которым ведется подготовка, регламентируются ведомствами.

При необходимости учебные заведения среднего профессионального образования на договорной основе осуществляют переподготовку и повышение квалификации специалистов среднего звена по заказам отраслей.

Образование по выбору стало системой работы учебных заведений. Ведется работа по переходу на новое содержание профессионального образования, направленная на овладение учащимися современными техническими и технологическими знаниями, компьютерной грамотностью и информационными технологиями, основами рыночной экономики и предпринимательской деятельности, формированию нравственных ориентиров.

Прием предусматривает наличие социального заказа ведомств на подготовку специалистов, что обеспечивает социальную защищенность специалистов. Преимущественное трудоустройство выпускников обеспечено на территории Республики Коми. Частично удовлетворяются просьбы смежных регионов Северо - Западной зоны России. Это прежде всего выпускники Сыктывкарского технологического техникума, Сыктывкарского целлюлозно - бумажного техникума, Сыктывкарского сельскохозяйственного техникума, Сыктывкарского кооперативного техникума, Ухтинского лесотехнического техникума и Интинского индустриального техникума.

Силами педагогических работников и учащихся проводится большая работа по поддержке учебно - производственной базы, оказанию различных услуг населению, развитию собственного производства. Все текущие и косметические ремонты проводятся собственными силами, что дает возможность готовить учреждения к новому учебному году и без срывов начинать его. За счет внутренних резервов отдельных организаций и местных администраций пока поддерживаются минимальные условия для качественной подготовки специалистов.

Проблемными остаются вопросы сохранения материально - технической базы техникумов, рационального использования выпускников и стабильного финансирования.

Основные направления развития среднего профессионального образования:

- сохранение, совершенствование и развитие сети учебных заведений среднего профессионального образования;

- обеспечение перехода на разноуровневость и вариативность содержания образования, интеграции с высшим профессиональным образованием;

- осуществление мер по социальной защите студентов и работников системы среднего профессионального образования;

- создание условий для поступления в учебные заведения среднего профессионального образования детей - инвалидов, детей - сирот;

- разработка регионального компонента государственного образовательного стандарта и научно - методических исследований по стыковке учебных планов учебных заведений среднего и высшего профессионального образования;

- разработка мер по рациональному использованию учебных площадей, общежитий, библиотечных фондов, дорогостоящего лабораторного оборудования, музеев, баз полиграфии, профилакториев, спортивных сооружений и баз отдыха учебных заведений среднего профессионального образования независимо от их ведомственной принадлежности;

- адаптация системы среднего профессионального образования к работе в условиях рыночных отношений.