Недействующий

О Схеме размещения и развития производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года (с изменениями на 15 декабря 2017 года)


5.3. Транспортная инфраструктура


Транспортную сеть в Республике Коми составляют 1,7 тыс. км железнодорожных, 4,1 тыс. км внутренних водных судоходных путей общего пользования, 5,3 тыс. км автодорог с твердым покрытием, действует авиационное сообщение.


Основные показатели развития транспортной инфраструктуры в Республике Коми приведены в Приложении 4 к Схеме развития и размещения производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года.


Современная транспортная инфраструктура республики в целом требует дальнейшего развития. Это необходимо как для обеспечения реализации инвестиционных проектов, включенных в Схему, так и для совершенствования транспортной доступности населенных пунктов и улучшения связи со столицей Республики Коми и районными центрами.


Реализация проектов, предусмотренных Схемой, обеспечит переход транспортной инфраструктуры республики в новое качественное состояние.


Проектом стратегического характера для республики является инвестиционный проект строительства железнодорожной магистрали "Соликамск - Гайны - Сыктывкар - Карпогоры - Архангельск".


С пуском магистрали протяженность перевозки минерально-сырьевых ресурсов (уголь, нефть и нефтепродукты, бокситы, марганцевые руды), а также леса и лесопродукции из Республики Коми сократится в направлении Урала на 390 км, на Архангельск - более чем на 400 км. Сократятся транспортные издержки, что непосредственно отразится на конкурентоспособности товаров (сырья), производимых (добываемого) в республике. Кроме того, данная дорога обеспечит кратчайший путь в Северную Европу из регионов Сибири, а также из стран Средней Азии и Дальнего Востока, создавая хорошие условия для транзита грузов через Россию, что может иметь самые благоприятные последствия для развития республики.


Важное значение для республики имеют проекты строительства автодорог. С окончанием строительства автомобильных дорог "Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар" и "Айкино - Кослан" более 200 тыс. человек в пяти муниципальных образованиях Республики Коми получат выход на опорную сеть автомобильных дорог общего пользования Республики Коми.


Строительство автодорог позволит достичь следующих социально-экономических результатов:


сократятся сроки доставки грузов, расширятся связи с соседними регионами;


возрастет транспортная доступность населенных пунктов. Более 200 населенных пунктов с проживающим населением более 600 тыс. человек, не имеющих постоянной автодорожной связи, будут обеспечены автомобильным сообщением по дорогам с твердым покрытием;


в торговле и сфере услуг снизятся транспортные расходы.


Новые дороги позволят активизировать разведку и разработку новых месторождений полезных ископаемых, развитие среднего и малого бизнеса, будут способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечат устойчивую автотранспортную связь городов и районных центров Республики Коми со столицей республики, обеспечат выход Ненецкому автономному округу на федеральную дорожную и железнодорожную сеть России, соединят административные центры Республики Коми и Ненецкого автономного округа.


Кроме того, для строительства автомобильных дорог потребуются значительные объемы песка, асфальта, битума, ПГС, бетона, что даст стимул к развитию промышленности строительных материалов, в первую очередь, из местного сырья.


Непосредственный экономический эффект для Республики Коми после завершения строительства рассматриваемых автомобильных дорог составит более 9,0 млрд. рублей.