Реструктуризацию сети образовательных учреждений на 2007 - 2010 годы необходимо рассматривать в контексте ряда накопившихся проблем и негативных тенденций, среди которых наиболее существенными представляются следующие:
отсутствие в Республике Коми объективной оценки потребностей экономики в трудовых ресурсах, в результате чего подготовка кадров в системе начального профессионального и среднего профессионального образования слабо ориентирована на потребности рынка труда, при этом недостаточен уровень трудоустройства выпускников по полученным рабочим профессиям и специальностям;
ведомственная разобщенность образовательных учреждений в Республике Коми не позволяет целостно управлять системой подготовки рабочих кадров и специалистов, прогнозировать оптимальное соотношение количества образовательных учреждений, направлений подготовки, формировать государственный заказ на подготовку кадров для отраслей экономики;
недостаточная гибкость организационной структуры, государственных образовательных стандартов и программ начального профессионального и среднего профессионального образования приводит к неэффективному использованию ресурсов и не позволяет системе образования соответствовать требованиям потребителей;
образовательные учреждения располагают устаревшей материально-технической базой;
отсутствие эффективных механизмов участия работодателей в деятельности образовательных учреждений;
недостаточны темпы развития систем профессиональной переподготовки взрослых и непрерывного профессионального образования в целом, так как в их деятельности преобладают устаревшие технологии и практики обучения.
Таким образом можно констатировать, что действующая сеть образовательных учреждений не в полной мере реагирует на потребности общества и экономики, слабо способствует повышению благосостояния граждан, получающих профессиональное образование, росту эффективности производства, развитию малого и среднего бизнеса, самозанятости населения и снижению безработицы в республике.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечить эффективное развитие сети образовательных учреждений в соответствии с требованиями современной экономики и социальной сферы, а также потребностями рынка труда, через реструктуризацию сети образовательных учреждений и изменение структуры подготовки;
обеспечить системную интеграцию образовательных учреждений, направленную на непрерывное профессиональное образование, на формирование современной инфраструктуры интегрированных образовательных комплексов, на содержательную и организационную преемственность между уровнями профессионального образования;
изменить содержание и качество подготовки рабочих кадров и специалистов со средним профессиональным образованием с учетом требований работодателей за счет внедрения современных образовательных программ и технологий подготовки, повышения квалификации мастеров производственного обучения.