┌══════════════┬══════════════════════════════════════════════════════‰
│Национальность│ Годы │
│ ├═══════┬═══════┬═══════┬═══════┬═══════┬═══════┬══════┤
│ │ 1897 │ 1926 │ 1959 │ 1970 │ 1979 │ 1989 │ 2002 │
├══════════════┼═══════┼═══════┼═══════┼═══════┼═══════┼═══════┼══════┤
│Коми │ 81,6 │ 86,9 │ 30,1 │ 28,6 │ 25,3 │ 23,3 │ 25,2 │
│Русские │ 18,3 │ 12,6 │ 48,6 │ 53,1 │ 56,7 │ 57,7 │ 59,6 │
│Украинцы │ - │ - │ 10,0 │ 8,6 │ 8,5 │ 8,3 │ 6,1 │
│Белорусы │ - │ - │ 2,8 │ 2,6 │ 2,2 │ 2,2 │ 1,5 │
│Татары │ - │ - │ 1,1 │ 1,2 │ 1,6 │ 2,1 │ 1,5 │
│Другие │ 0,1 │ 0,5 │ 7,4 │ 5,9 │ 5,7 │ 6,4 │ 5,5 │
└══════════════┴═══════┴═══════┴═══════┴═══════┴═══════┴═══════┴══════…
При формировании региональной модели государственной национальной политики Республики Коми одним из основополагающих подходов является признание того, что в этническом многообразии заключается большой потенциал для дальнейшего развития и продвижения республики. К настоящему времени принят целый ряд законов и государственно-правовых актов Республики Коми, регулирующих различные аспекты национальных отношений, призванных обеспечить конкретные механизмы реализации конституционных прав граждан на свободное использование и развитие родных языков и культур, сохранение их этнокультурной самобытности.
В течение длительного периода времени (начиная с 2003 года) работа по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Коми велась в рамках Плана мероприятий по реализации государственной национальной политики. Эффективность проводимых мероприятий подтверждается тем, что на сегодняшний день регион характеризуется высоким уровнем межэтнической толерантности, устойчивостью межнационального согласия и этнополитической стабильностью. По данным мониторинговых социологических опросов, проводимых с 2008 года, состояние межнациональных отношений в республике оценено вполне позитивно: 42% респондентов - "очень хорошие", 51% - "в целом нормальные, но есть некоторые проявления межнациональной вражды", 1% - "очень плохие".
В то же время материалы социологических исследований указывают на ряд факторов, способных негативно повлиять на развитие ситуации в сфере межэтнических отношений:
- Более четверти участников опроса испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности, причем в 2009 году данный показатель увеличился с 26,9% до 27,8%.
- В течение 2009 года наблюдается позитивная динамика в отношении респондентов к возможности возникновения конфликтов на национальной почве. Так, количество опрошенных, считающих возможным возникновение конфликтов на национальной почве, снизилось с 39,6% в 2008 году до 30,1%. Однако настораживает то, что 39,9% городских жителей считает возникновение таких конфликтов возможным, на селе эта доля почти в два раза ниже - 20,3%.
- Социологический опрос выявил, что, по сравнению с 2008 г., увеличилось число опрошенных, считающих отношения между мигрантами (приезжими) и местным населением стабильными и беспроблемными. Однако, требуют взвешенного внимания ответы респондентов на вопрос о возможных причинах возникновения конфликтов на национальной почве. Среди первых двух таких причин названы "невоспитанность, бескультурье, глупость, несдержанность людей, результат взаимного непонимания" - 49,3% и "приезжих слишком много, у них вызывающее поведение, притеснение коренного населения" - 47,3%.
- К группам риска, способным на негативные действия по отношению к лицам другой национальности, относятся: студенческая молодежь (35,0%); молодежь школьного возраста (34,8%); рабочая молодежь (23,5%) и лица средних возрастов (14,4%).
- Под воздействием факторов глобализации: стандартизации и унификации сфер культуры, образования, информации, "титульный" - коми - этнос, подобно другим народам, находящимся в положении меньшинства, переживает кризис этнической идентичности, подвержен мощным ассимиляционным процессам. Половина респондентов (50,2%) в той или иной мере считает, что существует опасность для коми народа потерять свою национальную самобытность.
Таким образом, углубленный анализ данных социологических опросов позволяет выявить ряд требующих своего решения вопросов, не снимающих с повестки дня важность организации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций в направлении гармонизации межнациональных отношений и этнокультурной интеграции.
Социально значимыми и актуальными для позитивного развития сферы межэтнических и межконфессиональных отношений в регионе, исключения скрытых факторов напряженности, профилактики этнокультурных конфликтов и этноэкстремизма являются следующие направления:
- создание условий в области гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование толерантности в полиэтническом обществе региона;
- поддержка общественно значимой деятельности национально-культурных автономий и объединений, национальных движений, играющих важную роль в реализации этносоциальных и этнокультурных проектов, направленных на удовлетворение этнокультурных потребностей представителей разных народов, проживающих в республике, а также цивилизованную интеграцию мигрантов в принимающий социум;
- решение проблем коренных народов и этнографических групп, для которых территория Республики Коми является исконным местом проживания и единственным национально-государственным образованием Российской Федерации, где созданы отсутствующие в других субъектах научные, институциональные, духовные ресурсы в сфере развития их культуры, образования, художественной литературы, науки и средств массовой информации;
- поддержка развития отношений с финно-угорскими регионами России и странами с целью консолидации в духовной сфере - культуре, образовании, науке и информационном пространстве, в обмене опытом решения жизненно важных вопросов сохранения финно-угорских народов, развития их культуры как части достояния всего человечества;
- формирование в Республике Коми системы мер по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, находящихся под особой заботой государства.
Проблемы межэтнической и межконфессиональной сфер многоуровневы и требуют комплексного решения. Наилучшим способом в данном случае видится программно-целевой подход, позволяющий заложить долгосрочную основу гармоничным межнациональным отношениям и позитивному развитию всех этносов, проживающих в республике, в рамках единого российского социокультурного пространства.
Программа представляет собой систему приоритетов и взаимосвязанных мероприятий, направленных на преодоление негативных факторов в области национальных отношений и их отрицательных последствий, профилактику этнокультурного дискомфорта и этнокультурных конфликтов и предполагает:
- осуществление политики проектно-целевого финансирования сферы межэтнических отношений в регионе;
- эффективное взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций в формировании региональной стратегии государственной национальной политики;
- реализацию межведомственных и межтерриториальных, гражданских инициатив в сфере национальных и конфессиональных отношений;
- расширение и укрепление этнокультурного и информационного взаимодействия муниципальных образований республики.