РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 ноября 2010 года N 513-р
[О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА]
(в редакции распоряжения Правительства Республики Коми от 05.10.2011 N 398-р, Постановления Правительства Республики Коми от 10.02.2017 N 96)
В целях определения основных принципов и приоритетных направлений деятельности в сфере труда и занятости населения Республики Коми:
1. Одобрить Концепцию развития рынка труда в Республике Коми на период до 2020 года (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и Министерству экономики Республики Коми обеспечить реализацию задач, предусмотренных Концепцией.
(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 10.02.2017 N 96)
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в сфере труда и занятости населения.
(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 05.10.2011 N 398-р, Постановления Правительства Республики Коми от 10.02.2017 N 96)
Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Концепция развития рынка труда в Республике Коми на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии со Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, в рамках которой предусмотрено:
1) определение механизмов повышения эффективности использования производственных и трудовых ресурсов;
2) поиск наиболее эффективных инструментов активизации инновационной деятельности;
3) создание предпосылок для расширения занятости трудоспособного населения и снижения уровня безработицы, увеличения доходов населения и снижения масштабов бедности.
Повышение эффективности функционирования рынка труда планируется реализовать за счет совершенствования механизмов взаимоувязанных систем обеспечения:
1) регионального рынка труда - высококвалифицированными и конкурентоспособными кадровыми ресурсами;
2) трудоспособного населения - максимально возможным трудоустройством и социальной защитой от безработицы;
3) социальной стабильности - установлением общих принципов проведения согласованной социально-экономической политики на основе механизмов согласования позиций и интересов социальных партнеров;
4) работающих - безопасными условиями труда в целях сохранения их жизни и здоровья.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи и приоритеты по обеспечению в долгосрочной перспективе (2010 - 2020 годы) значительного улучшения ситуации на рынке труда в Республике Коми.
Реализация Концепции предполагает осуществление последовательной (поэтапной) целенаправленной деятельности всех институтов социального партнерства на рынке труда на основе следующих принципов:
1) учета требований поступательного развития экономики Республики Коми;
2) формирования "активного общества", в котором создаются экономические возможности, позволяющие каждому трудоспособному человеку своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи;
3) равных возможностей для всех членов общества, главный смысл которого - проводить такие мероприятия, которые позволили бы устранить или минимизировать неравенство в получении и сохранении работы, возникающее по причинам инвалидности, семейных обстоятельств;
4) внедрения гибких режимов труда и занятости;
5) учета специфики отдельно взятых территорий.
Ситуация на рынке труда в Республике Коми складывается под воздействием макроэкономических, демографических и миграционных процессов.
В 2009 году республиканский рынок труда функционировал в условиях непростой финансово-экономической ситуации. Произошло сокращение объемов промышленного производства и инвестиций в основной капитал. Реализация значимых инвестиционных проектов была перенесена на более поздний период. По предварительным оценкам, объем валового регионального продукта по Республике Коми за 2009 год составил 314 млрд. рублей или 99 процентов к уровню 2008 года.
Демографическая ситуация характеризуется сокращением численности населения вследствие его миграционной убыли и превышения смертности над рождаемостью, ухудшением количественного и качественного состава населения. На ближайшую перспективу вследствие изменения возрастной структуры населения тенденция снижения численности населения трудоспособного возраста сохранится. Сокращение численности населения трудоспособного возраста, являясь причиной возникновения дефицита трудовых ресурсов, может стать существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, по Республике Коми численность постоянного населения республики на 1 января 2010 года составила 946,2 тыс. человек и по сравнению с соответствующей датой предыдущего года уменьшилась на 12,4 тыс. человек (на 1,3 процента). Причем это снижение на 4 процента было обусловлено его естественной убылью и на 96 процентов миграционным оттоком за пределы республики.
Миграционные процессы привели к потере специалистов с высшим профессиональным, неполным высшим и средним профессиональным образованием: в 2009 году - 4,1 тыс. человек (в 2008 году - 5,3 тыс. человек), или 62,7 процента миграционной убыли населения в возрасте 14 лет и более, с общим средним образованием - 2,0 тыс. человек (в 2008 году - 2,5 тыс. человек) или 30,8 процента.
Республика продолжает терять наиболее мобильное население трудоспособного возраста. Доля лиц данного возраста в общей миграционной убыли в 2009 году составила 80 процентов.
По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного в 2009 году Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, численность экономически активного населения Республики Коми в возрасте от 15 до 72 лет составила 541,5 тыс. человек или 70 процентов от общей численности населения данного возраста. В их числе 477,6 тыс. человек (или 88 процентов) классифицировались как занятое население и 63,9 тыс. человек (12 процентов) не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с методологией Международной организации труда классифицировались как безработные. По данным обследования, численность занятых в экономике мужчин на 6 процентов больше, чем женщин. Уровень экономической активности в 2009 году сократился с 73,1 процента до 70,2 процента.
В 2009 году численность занятых в экономике республики составила 477,6 тыс. человек, сократившись за год на 50,6 тыс. человек (или на 9,6 процента). В 2009 году уровень занятости (отношение численности занятого населения к общей численности населения в возрасте 15 - 72 лет) составил 61,9 процента и оказался ниже аналогичного показателя по России на 0,2 процентных пункта. Для большей части занятого населения основным местом работы оставались организации различных форм собственности. В организациях республики занято 0,8 процента от среднесписочной численности работников в целом по России. В 2009 году среднесписочная численность работников организаций всех форм собственности (без учета индивидуального предпринимательства) составила, по оценке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 386 тыс. человек или 81 процент от общей численности занятых в экономике республики. По сравнению с предыдущим годом она сократилась на 1,5 процента.
Наибольшее снижение численности работников отмечено в таких видах деятельности, как обрабатывающие производства (снижение численности работающих составило 1,7 тыс. человек или 5,3 процента), деятельность железнодорожного транспорта (1,0 тыс. человек или 8,1 процента), добыча полезных ископаемых (0,9 тыс. человек или 3,1 процента), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (0,8 тыс. человек или 4,4 процента).
В результате проявления кризисных явлений в мировой экономике в 2009 году ухудшились показатели безработицы в Республике Коми. Так, численность безработных граждан, рассчитанная по методологии Международной организации труда (МОТ), составила в 2009 году 63,9 тыс. человек, увеличившись на 53,6 процента или 22,3 тыс. человек.
В каждом муниципальном образовании республики было отмечено увеличение численности безработных. Наибольшее увеличение отмечено в Сыктывкаре (численность безработных составила 186,9 процента к уровню на 1 января 2009 года), Ухте (175,1 процента), Сосногорске (171,7 процента).
Уровень безработицы в республике в соответствии с методологией Международной организации труда в 2009 году составил 11,8 процента. Относительно предыдущего года он увеличился на 4,5 процентных пункта. Уровень зарегистрированной безработицы на 1 января 2010 года составил 2,9 процента к численности экономически активного населения.
В республике в целом сохраняется значительная территориальная дифференциация уровня зарегистрированной безработицы. Максимальный уровень регистрируемой безработицы (Троицко-Печорский район - 8,6 процента) в 8,6 раза превышает его минимальное значение (Ухта - 1,0 процента).
Кроме того, сложилась напряженная ситуация в населенных пунктах с монопрофильной структурой экономики - г. Инта, г. Воркута, г. Емва, пгт Жешарт.
На конец 2009 года в органы государственной службы занятости организациями республики были заявлены сведения о потребности в 4,1 тыс. работниках.
В течение 2009 года за содействием в трудоустройстве в органы государственной службы занятости обратились 80,6 тыс. человек (на 8,9 процента больше, чем в 2008 году); признаны безработными 47,7 тыс. человек (на 41 процент больше, чем в 2008 году); нашли работу (доходное занятие) 23 тыс. безработных (на 8,0 процента больше, чем в предыдущем периоде).
На 1 января 2010 года пособие по безработице было назначено 87,0 процента безработных (14,6 тыс. человек).
Экономическая и социальная ситуация в Республике Коми диктует необходимость усиления взаимодействия между социальными партнерами всех уровней, направленного на обеспечение социальной стабильности и недопущение нарушения трудовых прав работников, перенесение акцента на осуществление активной политики занятости населения (самозанятости), повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов через профессиональное обучение и переподготовку.
Повышение эффективности функционирования рынка труда будет осуществляться путем внедрения новых методов государственного регулирования на рынке труда в Республике Коми, направленных на:
1) содействие эффективной занятости населения;
2) обеспечение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
3) дальнейшее развитие инфраструктуры рынка труда;
4) предупреждение массового высвобождения и снижения уровня безработицы на локальных рынках труда;
5) повышение качественных характеристик кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
6) рост мобильности трудовых ресурсов;
7) создание необходимых условий для реализации потенциальных возможностей граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда;
8) поддержку доходов безработных граждан;
9) повышение уровня и качества жизни занятого населения на основе развития предпринимательства и роста производительности труда;
10) создание равных возможностей для занятости населения всех муниципальных образований;
11) согласованность социально-экономических интересов органов государственной власти, профсоюзов и работодателей, повышение ответственности социальных партнеров при реализации принятых на себя обязательств;
12) активизацию деятельности территориальных трехсторонних комиссий, повышение их роли и влияния на регулирование социально-трудовых отношений как реальных инструментов, способствующих развитию механизмов социального партнерства и координации политики на рынке труда;
13) вовлечение в коллективно-договорные отношения наибольшего числа государственных учреждений, частных предприятий и некоммерческих организаций, повышение качества партнерских отношений на всех уровнях;
14) нацеленность целевых, инвестиционных, отраслевых и иных программ развития республики, схем территориального планирования на всесторонний учет ситуации в сфере занятости и решение проблем территориальных рынков труда;
15) усиление роли механизмов социального партнерства в решении проблем в сфере занятости, в том числе гендерных.
Реализация Концепции предполагает достижение основных целей развития рынка труда в Республике Коми к 2020 году и предусматривает три этапа, которые будут носить дифференцированный характер:
I этап (2010 - 2011 годы);
II этап (2012 - 2015 годы);
III этап (2016 - 2020 годы).
На I этапе приоритетными направлениями действий всех партнеров на рынке труда должны стать смягчение негативных последствий высвобождения работников, недопущение сокращения доходов занятого населения, сохранение эффективных рабочих мест и кадрового потенциала.
С этой целью предполагается особое внимание уделять соблюдению работодателями трудовых прав и социальных гарантий высвобождаемым работникам, а также совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда.
На II этапе приоритетными направлениями должны стать переобучение и повышение квалификации работников, находящихся под риском увольнения, их временная занятость. Необходимо обеспечить сбалансированность профессионального образования и спроса на рабочую силу, стимулировать экономическую активность населения. Данные меры позволят снизить напряженность на рынке труда, сохранить и развить кадровый потенциал в соответствии с перспективными потребностями экономики.
На III этапе в качественно новых экономических условиях будут реализованы меры в социально-трудовой сфере, позволяющие создать оптимальную структуру занятости, повысить ее эффективность путем повышения территориальной мобильности рабочей силы, повышения качества рабочих мест и оптимизации привлечения иностранной рабочей силы.
Реализацию данных целей предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан республики. С этой целью предполагается модернизация механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.
В ходе реализации Концепции численность официально зарегистрированных безработных граждан, а также уровень официально зарегистрированной безработицы будут планомерно снижаться и достигнут к 2020 году 10 - 11 тыс. человек в среднегодовом исчислении; уровень безработицы должен снизиться соответственно до 2 процентов.