Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР ДО 2020 ГОДА

§ 1. Повышение экологических стандартов


Разработка сценариев развития муниципального образования.

1. Инерционный сценарий развития города будет характеризоваться постепенным нарастанием экологических проблем при сохранении нынешних темпов экономического роста (а в связи с масштабными инвестициями в подготовку Олимпиады-2014 г. Сочи темпы роста могут быть существенно больше). Но при отсутствии структурных изменений:

1) объем выбросов в атмосферу от стационарных источников к 2020 г. может достигнуть 40 тыс. т, что соответствует уровню 1992 г., т.е. начала экономического спада и существенной доли мазута в топливном балансе. Объем выбросов может быть и значительно больше, если не будет производиться качественная модернизация ТЭЦ, меняться топливный баланс в сторону усиления доли мазута и пр.;

2) объем выбросов от автотранспорта без масштабных инвестиций в инфраструктуру, особенно в центре города, будет расти значительно быстрее роста автопарка. Поскольку перегруженность центральных магистралей приведет к увеличению "пробок", а основной выброс автомобиля происходит как раз в пробках и у светофоров, т.к. важнейшим фактором, определяющим уровень загрязнения окружающей среды, наряду с количеством автомобилей и структурой автопарка являются инфраструктурные особенности территории: плотность автомобильных дорог и пр. Нами посчитано, что если бы в Москве не проводились различные мероприятия по снижению токсичности выбросов от автотранспорта, то на сегодняшний день количество вредных выбросов от автопарка Москвы можно было бы по объему сравнить количеством вредных веществ, выбрасываемых г. Норильском (около 2 млн. т/год). Сегодня же в Москве выбрасывается автотранспортом 815 тыс. т, реконструкция МКАД сократила объем выбросов от автотранспорта на 76,6 тыс. т/год, а строительство третьего транспортного кольца - еще на 25 тыс. т, что адекватно снижению удельного расхода топлива от каждой машины на 0,4 л/100 км пробега, т.е. переходу в другой класс автомобилей. В территориальном аспекте отсутствие модернизации транспортной сети приводит не только к возрастанию загрязнения, но и к усилению его поляризации. Доля автотранспорта в центре города приблизится к 100%;

3) при сохранении существующей тенденции роста, не столько производства, сколько потребления, объем твердых отходов, который увеличился в период 2000 - 2005 гг. в 1,8 раза на фоне сокращения населения, до 2020 г. может возрасти в 2,5 раза до 4200 - 4500 тыс. куб. м даже при сохранении демографических тенденций. Душевой объем отходов уже к 2006 г. вырос по сравнению с 2000 г. с 1,3 до 2,6 м3/чел. (при условии, что по данным статистического учета численность наличного населения города в 2006 - 2007 гг. составляла 779 - 780 тыс. чел.);

4) однако если учесть разброс косвенных оценок численности населения, встречающихся даже в официальных документах, доходит до 1 и даже 1,2 млн. человек (2006 г.), то душевой объем отходов практически не меняется и, следовательно, при инерционном прогнозе будет расти пропорционально численности населения - от 1500 до 1800 тыс. м3 к 2020 г. (т.е. на сегодняшнем уровне) при сценариях роста населения до 717,4 - 839,7 тыс. чел. и 1800 - 2100 тыс. м3 при дооценке численности населения по данным РН;

5) напротив, объем пропущенных сточных вод за год может сократиться почти вдвое по сравнению с 1998 г. и составить 67200 тыс. м3. Но, если не будут существенно модернизированы очистные сооружения, то количество стоков, пропущенных через очистные сооружения, сократится всего в 1,5 раза, т.е. степень очистки понизится.

2. Модернизационный сценарий с экологической точки зрения более предпочтителен, т.к.:

1. Подразумевает развитие отраслей с наименьшими удельными выбросами и наименьшим экологическим ущербом в расчете на 1000 руб. промышленной продукции: машиностроение 6 руб. на 1000 руб. товарной продукции и легкая промышленность - 2,8 руб. (для сравнения отрасли с наибольшими удельными ущербами - цветная металлургия (117 руб.), энергетика (108) и черная металлургия (84). К тому же в этих отраслях предполагается обновление фондов, что всегда приводит к "двойным эффектам" - экономическим и экологическим, т.е. снижение загрязнения можно рассматривать как положительные экстерналии.

2. Усиление транспортно-логистических функций Краснодара не приведет к дополнительному росту автотранспортного загрязнения, т.к. эти функции выносятся на внешние периметры муниципального образования. Однако исключать рост автопарка и интенсивности транспортных потоков в центре города, т.к. предполагаемый в сценарии рост экономики, определяющий формирование классического среднего класса с высокими стандартами потребления, установками на субурбанизацию, приведет обязательно к росту автопарка.

3. Этот сценарий предполагает рост энергопотребления, в первую очередь, в промышленности. Если инерционный сценарий - это консервация существующих тенденций развития, то модернизационный - это их интенсификация. На Краснодарской ТЭЦ в ближайшие 4 года предусмотрен постепенный вывод из эксплуатации части устаревшего оборудования мощностью 159 МВт с одновременным наращиванием мощности на 410 МВт за счет установки новых агрегатов. После проведения реконструкции нынешняя мощность станции должна быть увеличена на 39% - с 648 МВт до 899 МВт. При нынешней структуре топливного баланса и эффективности улавливания объем выбросов ТЭС может вырасти до 10 тыс. т. Однако предусматривается переход на паро-газовый цикл, т.е. КПД увеличится с 25 - 30% до 40 - 50% и в экологическом отношении, по сравнению с конденсационным типом энергоустановки при росте производства электроэнергии объем выбросов как минимум не изменится, а возможно и сократится. Достоверно можно утверждать, что плотность выбросов сократится.

3. Инновационный сценарий предусматривает переход от индустриального типа развития к постиндустриальному. Ведущими отраслями экономики станут эксклюзивные услуги (элитное образование, наука, финансы и пр.):

1. Усиление антропогенного воздействия может быть связано с тем, что Краснодар станет центром логистических услуг и т.д. Одновременно сформируется новый средний класс, ориентированный на активный образ жизни, джентрификацию и эксклюзивное потребление; ожидается значительное социальное расслоение классического среднего класса, произойдет резкое увеличение числа автомобилей на душу населения и в абсолютном выражении. Это может резко усилить автотранспортное загрязнение в центре города.

2. Если взять в качестве аналога темп роста автопарка Москвы в середине 1990-х (период перехода к постиндустриальному развитию, что вполне возможно при подготовке к Олимпиаде-2014 г. в г. Сочи), то без реконструкции дорожной сети, без изменения структуры автопарка объем выбросов от автотранспорта может достигнуть к 2020 г. 700 тыс. т, что почти соответствует сегодняшнему объему выбросов автотранспорта г. Москвы.

3. Инновационный (постиндустриальный) сценарий также подразумевает рост потребления электроэнергии, но не столько в промышленности, сколько в сфере услуг и непосредственно населением. По инновационному сценарию в городе должен быть построен новый бизнес-центр (сити), для которого необходима своя автономная система электроснабжения.

4. Данный сценарий предполагает также интенсивный рост водозабора и рост объемов ТБО, что является серьезным риском для этого сценария.

Направления деятельности по достижению стратегических целей, ресурсы и механизм реализации:

1. Реконструкция ТЭЦ. Перевод на паро-газовый цикл. В первую очередь реконструкция наиболее старого оборудования, выделенного в таблице 3.13.

Таблица 3.13.