Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР ДО 2020 ГОДА

Раздел 3. ПРИНЦИПЫ И ЛОГИКА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ


Краснодар - город, где человеку "удобно" жить, в мире, который переходит от конкуренции фирм за рынки сбыта, через конкуренцию фирм за квалифицированную рабочую силу, к конкуренции городов за творческих профессионалов - основной ресурс и фактор производства постиндустриальной эпохи.

В этой связи первый принцип разработки стратегии - реализация конкурентных преимуществ муниципального образования.

Стратегия - это не формальный документ, а многофункциональный инструмент решения социально-экономических проблем, снижения рисков развития. Различные сценарии развития, прописанные в стратегии, показывают эффект от управленческих решений и могут быть веским аргументом при определении характера взаимодействия Краснодара с федеральным и региональным центром.

Таким образом, стратегия разрабатывалась исходя из двух ключевых принципов:

1. Реализация конкурентных преимуществ муниципального образования.

2. Решение социально-экономических проблем, снижения рисков развития.

В соответствии с этими принципами был написан каждый из отраслевых разделов стратегии.

В стратегии представлены два масштаба рассмотрения направлений развития: внутригородская микро-география Краснодара как успешного города и макро-география города-лидера в масштабах ЮФО. Причины успеха не во внешних факторах, а в городской среде и в политике городских властей.

Особенностью современного мирового процесса является глобализация, в рамках которой почти весь мир стал рынком транснациональных корпораций и мультинациональных банков. Концепция устойчивого развития возникла как ответ на угрозы глобализации и предполагает "самодостаточное" развитие, то есть такое, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества и развитию его в прежнем направлении. Международная конференция по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) рекомендовала странам - членам ООН разработать к 2002 г. ориентированные на устойчивость национальные стратегии.

Стратегия развития Краснодара до 2020 г. ориентирована на постепенное вхождение в постиндустриальную глобализованную экономику при обеспечении международных стандартов устойчивого развития.

Краснодар имеет ряд важных особенностей, которые являются базовыми при разработке стратегии:

1. Краснодар обладает наиболее комфортными для проживания климатическими ресурсами, что в контексте общего сдвига человечества к югу делает его одним из наиболее привлекательных городов в России для проживания и занятия бизнесом.

2. Численность населения есть базовая характеристика развития, от которой рассчитываются все остальные показатели. Демографическая динамика города складывается из двух составляющих: наращивание постоянного населения, с целью получить статус города-миллионера и увеличение наличного населения за счет интенсификации агломерационного процесса и стимулирования процесса завершающейся урбанизации в крае.

3. Стандартная зона двухчасовой доступности при краснодарских дорогах до 100 км, что означает возможность вовлечения в социально-экономический процесс развития города сотен тысяч дополнительных граждан.

4. Краснодар - это резерв креативной территории для перегруженного функциями Азово-Черноморского побережья, который может взять те из них, которые жестко не привязанных к нему.

5. Краснодар обладает значительным потенциалом для повышения престижности образования в краснодарских вузах, в условиях, когда значительная часть студентов не возвращается в места первоначального проживания, а создает дополнительный ресурс высококвалифицированной и креативной рабочей силы для всех секторов экономики.

6. Еще один базовый ресурс города - земля. Эффективное управление системой земельных отношений позволяет иметь неисчерпаемый и устойчивый доход.

С другой стороны, при стратегическом планировании необходимо учесть следующие риски социально-экономического развития города Краснодара:

1. Неэкспортная индустриальная специализация экономики.

2. Относительно высокая стоимость жизни в сравнении с окружающими районами.

3. Близость очагов межэтнической напряженности.

4. Отсутствие имиджа креативного города.

Основные принципы стратегии:

Интенсивность. Все предложения стратегии направлены на устранение причин проблем, а не их последствий.

Необходимое условие - анализ социально-экономического развития города в советское время, в кризисные годы и в период экономического роста.

Адресность. Каждая программа или подпрограмма ориентирована на решение конкретных проблем различных групп населения.

Необходимое условие - создание фокус-групп и проведение социологического опроса.

Комплексность. Каждая проблема должна решаться с использованием обширного инструментария взаимоувязанных программ.