Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР ДО 2020 ГОДА

§ 4. Развитие образовательно-научного кластера

Стратегические миссии развития образования:

С одной стороны, вся система образования должна работать на формирование всесторонне развитого поколения краснодарцев, с другой стороны - стать стимулом для инновационного развития города. Основная миссия образовательного блока стратегии развития города - обеспечить условия для получения качественного образования на всех уровнях (дошкольного, полного (среднего), начального профессионального, среднего специального и высшего), в которых система образования выпускала бы специалистов высокой квалификации, способных ставить и качественно выполнять поставленные задачи.

Общее образование в Краснодаре должно быть доступно всем, а наиболее успешные и высоко мотивированные учащиеся должны иметь возможность максимально реализовать свой творческий потенциал независимо от места проживания. Для этого необходимо расширять круг дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, пропагандировать и внедрять новые правовые формы образовательных учреждений: некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация и др. Платные дополнительные образовательные услуги не должны оказываться вместо бесплатных.

Необходимо формировать у учащихся ответственность за уровень своего образования, они должны осознавать, что высокий уровень образования можно получить только при условии максимальной концентрации интеллектуальных, организационных возможностей. Одной из стратегических миссий является формирование такой системы образования, которая стимулировала бы учеников к саморазвитию. Большую роль в этом может сыграть дополнительное образование, которое может решить проблему включения подрастающего поколения в культурную, социально-экономическую жизнь города через организацию социально значимой и социально одобряемой развивающей творческой деятельности детей и подростков на основе проектного подхода, а также может способствовать развитию детского общественного движения как пространства становления гражданских норм и ценностей, поддержка детских инициатив.

Необходима коренная модернизация системы среднего специального образования. Только при условии, что в ЖКХ, торговле, индустрии развлечений, бытовом обслуживании и сфере общественного питания будут работать профессионалы, городская среда сможет стать по-настоящему привлекательной.

Высшее образование должно вернуть себе статус элитного образования и формировать основную прослойку инновационно мыслящих людей.

В ближайшие 13 лет необходимо заложить традиции элитного качественного среднего и высшего образования в Краснодаре и создать всероссийскую известность Краснодара как образовательного центра, что позволит привлечь одаренных молодых людей из других регионов и других стран, которые, закончив вуз, остались бы работать в городе.

Творчески мотивированные работники ДОУ, школ и вузов - один из важных элементов креативного слоя населения Краснодара. Привлечение творческих людей в сферу образования - одна из основных стратегических миссий.

Образование в Краснодаре должно развивать свободу и ответственность, способность к совместному и индивидуальному творчеству.

Стратегические направления и необходимые программы:

Анализ конкурентных преимуществ и недостатков сферы образования города Краснодара дает основание сформулировать следующие стратегические направления развития образования:

1. К миссии формирования всесторонне развитого поколения краснодарцев относится:

Расширение доступности дошкольного и общего образования.

- Подразумевает эффективное участие Краснодара в краевых и федеральных программах по поддержке образования, в том числе в Приоритетном национальном проекте "Образование", комплексном проекте модернизации образования. Необходима реконструкция существующих учреждений образования (новое здание СОШ N 65 на 1000 мест и СОШ N 47, пристройка к СОШ N 16, 41, 75, здание начальной школы в гимназии N 23) и строительство новых образовательных учреждений (школа на 550 мест в хуторе Ленина, школа на 980 мест в районе улиц Солнечной - Российской). Увеличение мест в дошкольных образовательных учреждениях не только за счет оптимального использования имеющихся площадей, но и за счет введения новых детских садов (в Юбилейном, Славянском микрорайоне, в станице Старокорсунской, поселке Водники, в районе улиц Черкасской, Школьной и др.).

- Расширяются услуги по подвозу учащихся к месту обучения (программа "Школьный автобус", согласно которой предстоит закупить еще более 20 автобусов).

- Активнее внедряются дополнительные образовательные услуги, в том числе платные.

- Внедряются образовательные учреждения различных правовых форм (некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация).

- В связи с тем, что в период до 2020 г. будут происходить достаточно резкие колебания численности различных возрастных групп, то целесообразно формировать систему сменных образовательных модулей "детский сад - начальная школа". Если в данные несколько лет поколение детей дошкольного возраста больше, то можно использовать больше мощностей под детсадовские группы, и наоборот.

Повышение качества дошкольного и общего образования.

- Повышение качества условий обучения (обеспечение безопасности, медицинского обслуживания, горячего питания, обеспечение образовательного процесса современным оборудованием и учебно-наглядными средствами обучения).

- Внедрение современных образовательных технологий, в том числе информационных.

- Оптимизация наполняемости классов, подразумевающая повышение среднего количества учащихся в сельских школах и снижение наполняемости в городских школах.

- Социальные и имиджевые программы, направленные на повышение престижа профессии педагога и развития творческой мотивации (муниципальные целевые программы социальной поддержки учителей, реализация которых позволит осуществить доплаты воспитателям и младшим воспитателям в детских садах, питание педагогических работников и др.).

- Развитие гибкой системы дополнительного образования обучения (платного и бесплатного).

- Формирование системы общественного контроля качества образования.

- Реализация программы по формированию профессиональной ориентации школьников. Создание профильных классов на завершающих стадиях среднего образования и сокращение разрыва между требованиями школы и вуза.

- Формирование профильного обучения и углубленного изучения отдельных предметов в старших классах школ.

Реанимация рыночно ориентированного среднего специального образования как основы развивающейся сферы услуг.

- В настоящее время формируется значительная прослойка молодежи, качество образования которой невысоко. Функции базового образования осуществляет не только школа, но и вуз, однако высшее образование остается при этом элитарным, доступным не всем. Среднее специальное и начальное профессиональное образование - один из способов "закрыть" пробелы в базовом образовании большого количества молодых людей.