Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР ДО 2020 ГОДА

§ 8. Развитие институтов гражданского общества


Сценарии развития сети организаций гражданского общества тесно связаны с динамикой других сфер жизни города.

Инерционный. Сохранение существующей структуры общественных организаций и тенденции формирования институтов гражданского общества, в первую очередь сверху, при относительно слабом развитии горизонтальных связей. Основными типами организаций будут оставаться объединения, работающие с ветеранами, пенсионерами и инвалидами, ТОСы, и сложившиеся еще в советский период профессиональные и творческие союзы.

Модернизационный. Расширение числа и, главное, разнообразие, реально действующих общественных организаций, прежде всего за счет объединений, отстаивающих права граждан в экономической сфере - малый бизнес, права потребителей, независимые профсоюзы, а также по наиболее приоритетным для региона направлениям - поддержка материнства и детства, экологическое движение, туристско-рекреационная деятельность.

Инновационный. Переход к формированию институтов гражданского общества снизу при координирующей роли муниципальных органов. Развитие институтов гражданского общества в условиях интенсивной внешней миграции: расширение круга общественных организаций, способствующих адаптации мигрантов. Поддержка сетевых моделей объединения граждан и активное использование интернет-ресурсов при работе с населением.

Несмотря на достаточно высокие количественные показатели (более 1000 организаций), есть возможности для совершенствования существующей структуры общественных объединений. Пока в ней слабо представлены организации, призванные отстаивать самые разнообразные интересы граждан в экономической сфере (где пока реально действуют лишь структуры, унаследованные от советского периода и связанные с потребкооперацией):

- ассоциации товаропроизводителей, общественные организации, связанные с малым бизнесом, прежде всего с теми направлениями, в которых заинтересован город (общественное питание, гостиничный комплекс, рекреационное обслуживание), которые бы оказывали помощь как в преодолении бюрократических барьеров, так и формировали цивилизованную конкурентную среду, условия труда и форм оплаты труда работников, следили бы за качеством предоставляемых услуг;

- общества потребителей;

- организации содействия занятости населения.

Необходимо увеличить долю и роль организаций, отстаивающих гражданские права граждан, что во многом связано с развитием судебной системы.

Относительно невелика доля объединений, занимающихся вопросами материнства, детства, проблемами воспитания подрастающего поколения, которые бы ориентировались не только на слабо защищенные категории граждан (многодетные семьи, матери-одиночки).

Мало среди общественных организаций объединений экологической направленности, что весьма актуально для столицы региона, специализирующегося на рекреационной деятельности.

При планировании стратегии дальнейшего развития гражданского общества необходимо оказывать содействие, в том числе и в выделении помещений и инвентаря, наиболее важным с точки зрения интересов города направлениям деятельности: в сфере малого бизнеса и самозанятости, адаптации мигрантов, помощи материнству и детству, спортивной и патриотической работе с молодежью, противодействия социальным патологиям.

При реализации прав граждан на политическую деятельность особое внимание необходимо уделять формированию культуры дискуссии, уважения к закону и противодействия проявлениям экстремизма и национализма.

При развитии современного гражданского общества по возможности полно надо использовать исторические традиции самоуправления и самоорганизации проживающих в городе этнических групп. Однако для многонациональной Кубани важно утверждать представления о равенстве всех граждан перед законом, не допускать выполнения функций правоохранительных органов представителями общественных организаций.

Одна из ключевых функций гражданского общества - осуществление контактов между властью и населением. Наряду с массовыми праздничными, спортивными, творческими мероприятиями, многие из которых со временем становятся регулярными, следует поддерживать инициативы общественных организаций по проведению социологических опросов, позволяющих выявлять точку зрения жителей как на острые текущие вопросы, так и на стратегические вопросы развития города. Свой вклад в развитие гражданского общества могут внести "малые СМИ" - малотиражные печатные издания, ориентированные на интересы отдельных категорий граждан или жителей отдельных районов города.

В условиях всеобщей информатизации все более широкое распространение получают новые формы горизонтального взаимодействия граждан - сетевые сообщества. Кроме того, все большая доля контактов между населением и властью также осуществляется через Интернет по модели "электронного правительства". Поэтому в перспективе важно развитие городского интернет-портала. Городской портал мог бы предоставлять хостинг для наиболее важных и интересных ресурсов, создаваемых жителями города. Наряду с информационным компонентом городской сайт может предоставить площадку для общения разных групп граждан, и прежде всего молодежи, обсуждения ключевых проблемы, в том числе и с участием представителей городских властей.

Стратегическое направление 2: Создание комфортной среды обитания