Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР ДО 2020 ГОДА

§ 1. Демографический прогноз


Демографические приоритеты стратегии развития г. Краснодара подразумевают проведение оценки основных параметров воспроизводства населения, объективного прогнозирования перспективной численности населения, выявления тенденций трансформации возрастной структуры.

Определение и реализация ключевых направлений стратегии предполагает проведение оценок перспективной численности населения в пределах временного интервала реализации ее мероприятий. Расчет перспективной численности населения позволяет дать обоснованную оценку перспектив роста города, определить потенциальные масштабы основных количественных параметров стратегии, задать основания для разработки сценарных условий развития социальных и экономических параметров стратегии, оценить перспективные значения рассчитываемых душевых показателей.

Тенденции изменения возрастного состава населения принципиально важны при решении целого ряда стратегических задач:

1. При определении потенциального спроса на различные социальные услуги, имеющие четкие возрастные привязки;

2. При налоговом и бюджетном планировании;

3. При оценке перспектив развития рынка труда и занятости и др.

Основные параметры прогностических гипотез. Логика стратегического планирования развития города подразумевает применение методов стохастического прогнозирования при разработке оценок перспективной численности населения.

Низкий вариант демографического прогноза соответствует инерционной модели развития города с сохраняющимся режимом воспроизводства населения при нулевом миграционном приросте. Высокий вариант демографического прогноза в общих чертах соответствует инновационной модели развития города, находящей отражение и в воспроизводственных установках жителей Краснодара. В гипотезу заложен максимально возможный при современных параметрах рост показателей рождаемости (до 1,8 рождения на одну женщину к 2020 г.) и снижение смертности (увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении на 6 лет, как у женщин, так и у мужчин). Величина ежегодного миграционного прироста в данном случае составила 4500 чел. Для среднего, наиболее реалистичного варианта, соответствующего модернизационному сценарию развития города, были заложены сдержанно оптимистичные гипотезы изменения демографической ситуации. В значительной степени различия между прогнозными вариантами определяются гипотезами миграционного прироста. Потенциал ежегодного миграционного прироста оценен в 1500 чел.

Дополнительно на основании высокой демографической гипотезы был выполнен целевой вариант демографического прогноза с 1-миллионной численностью населения в 2020 г. Как показали расчеты, для достижения такой отметки при оптимизации режима естественного движения населения ежегодно на территорию города в среднем необходим миграционный прирост до 7500 чел., а с учетом инерционности формирования миграционных потоков при замедленных темпах, вначале он должен достичь отметки в 10500 чел. примерно в 2015 году, что в целом маловероятно в связи с тем, что к этому времени будет наблюдаться спад миграционной активности в связи со вступлением в возраст активных миграций малочисленной когорты населения 1990-х гг. рождения. Для реализации такого сценарного варианта необходимы меры активного стимулирования опережающего миграционного прироста.

Основные результаты прогноза численности населения. Прогнозные расчеты, выполненные для различных вариантов существующей оценки численности населения по трем демографическим сценариям, дают следующие результаты:

В большинстве вариантов прогнозная численность населения укладывается в параметры расчетной численности населения, определенной на эти же даты корректировкой действующего "Генерального плана развития Краснодара".

Таблица 3.1.