┌════════════════════════┬══════┬══════┬══════┬══════┬══════┬══════┬══════‰
│ Наименование доходов │ 2000 │ 2001 │ 2002 │ 2003 │ 2004 │ 2005 │ 2006 │
│ бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Налоговые доходы │2302,5│2917,7│3727,3│4039,0│3832,8│1497,9│3590,7│
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│% к собственным доходам │95,5% │95,0% │93,8% │87,7% │84,3% │56,5% │71,4% │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Налог на прибыль │319,4 │727,7 │718,7 │1175,3│1526,8│258,4 │356,0 │
│организаций │ │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Налог на доходы │434,8 │686,7 │956,8 │1251,2│811,8 │282,1 │2333,2│
│физических лиц │ │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Акцизы по подакцизным │448,0 │613,4 │1041,6│537,9 │352,8 │108,1 │- │
│товарам (продукции) и │ │ │ │ │ │ │ │
│отдельным видам │ │ │ │ │ │ │ │
│минерального сырья, │ │ │ │ │ │ │ │
│производимым на │ │ │ │ │ │ │ │
│территории РФ │ │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Налог с продаж │99,7 │123,9 │168,7 │245,2 │21,1 │38,0 │5,0 │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Единый налог, взимаемый │16,1 │14,7 │22,1 │77,1 │224,1 │- │- │
│в связи с применением │ │ │ │ │ │ │ │
│упрощенной системы │ │ │ │ │ │ │ │
│налогообложения │ │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Единый налог на │115,7 │327,3 │381,3 │91,1 │255,5 │500,8 │644,1 │
│вмененный доход для │ │ │ │ │ │ │ │
│отдельных видов │ │ │ │ │ │ │ │
│деятельности │ │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Единый │0,0 │0,0 │4,0 │6,9 │4,4 │15,9 │20,0 │
│сельскохозяйственный │ │ │ │ │ │ │ │
│налог │ │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Налоги на имущество │155,2 │256,8 │339,0 │512,4 │489,3 │87,9 │42,5 │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Земельный налог │14,8 │10,7 │31,7 │54,9 │54,4 │135,7 │117,3 │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Государственная пошлина │8,3 │12,4 │14,2 │22,6 │29,5 │75,7 │76,0 │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Местные налоги и сборы │370,4 │140,1 │44,0 │62,0 │60,9 │9,4 │1,2 │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Прочие налоги и сборы │320,0 │4,0 │5,3 │2,4 │2,1 │-14,1 │-4,7 │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Неналоговые доходы │107,3 │154,8 │247,6 │564,2 │712,7 │1155,5│1440,0│
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│% к собственным доходам │4,5% │5,0% │6,2% │12,3% │15,7% │43,5% │28,6% │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Арендная плата за землю │48,8 │41,2 │116,5 │249,3 │429,1 │473,7 │584,5 │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Доходы от сдачи в аренду│27,3 │63,1 │48,8 │78,5 │180,3 │265,7 │301,5 │
│имущества, находящегося │ │ │ │ │ │ │ │
│в государственной и │ │ │ │ │ │ │ │
│муниципальной │ │ │ │ │ │ │ │
│собственности │ │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Административные платежи│15,0 │17,9 │28,5 │173,2 │10,2 │8,9 │6,6 │
│и сборы │ │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Штрафные санкции, │11,2 │23,0 │21,9 │23,9 │33,2 │57,0 │67,2 │
│возмещение ущерба │ │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Прочие неналоговые │5,1 │9,6 │32,0 │39,3 │59,9 │350,1 │480,2 │
│доходы │ │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Итого собственных │2409,8│3072,5│3974,9│4603,2│4545,5│2653,4│5030,7│
│доходов │ │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│% ко всем доходам │96,8 │86,1 │89,5 │90,5 │77,9 │56,2 │66,3 │
│бюджета │ │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Всего доходов бюджета │2488,3│3568,0│4438,8│5086,5│5832,9│4722,5│7583,8│
└════════════════════════┴══════┴══════┴══════┴══════┴══════┴══════┴══════…
Структура доходов бюджета муниципального образования город Краснодар на протяжении последних лет претерпела существенные изменения, связанные с отменой многих видов местных и региональных налогов, централизацией доходных источников в федеральном и краевом бюджетах. Отрицательно сказались для бюджета города централизация акцизов в 2003 году, снижение норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций в 2005 году.
Позитивным моментом для бюджетной системы муниципального образования город Краснодар стало вступление в силу Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и поправок в Бюджетный кодекс в 2006 году. Были установлены единые для всех муниципальных образований Краснодарского края нормативы отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, неналоговых доходов на долговременной основе, что позволило в 2006 году существенно увеличить объем собственных доходов, поступающих в местный бюджет.
Город стал более самостоятельным в формировании доходной базы бюджета, которая в основном формируется за счет налога на доходы физических лиц, земельного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В городской бюджет также поступает часть налога на прибыль организаций.
В последние годы также в формировании доходной части бюджета муниципального образования город Краснодар значительно возросла роль неналоговых доходов, главным образом, за счет доходов от использования муниципальной собственности: арендная плата за земли, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Закрепление за бюджетом муниципального образования город Краснодар доходов на долгосрочной основе обеспечивает стабильность и предсказуемость финансовых источников, что позволяет городской администрации точнее строить прогнозы и более эффективно планировать доходы на перспективу, проводить сбалансированную политику.
Администрация города совместно с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами города Краснодара проводит активную работу по увеличению доходов бюджета города, созданию стимулов для расширения налогооблагаемой базы экономики города, снижению недоимки по налоговым и неналоговым доходам в местный бюджет, повышению эффективности управления муниципальной собственностью муниципального образования, привлечению инвестиций.
Одним из важнейших направлений этой деятельности является содействие в установлении работникам всех отраслей экономики заработной платы не ниже величины прожиточного минимума, а также создание условий по недопущению выплаты заработной платы "конвертным" способом и образования просроченной задолженности по заработной плате. Не секрет, что некоторые недобросовестные работодатели, уклоняясь от обложения единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц, используют "конвертный" способ выплаты заработной платы. Помимо потерь бюджета от недопоступления налогов, заработная плата, выданная "конвертным" способом, лишает работников пенсионных накоплений, медицинского страхования, компенсаций при увольнении, потребительских кредитов, доступа к ипотеке. В целях недопущения указанных негативных экономических и социальных явлений сотрудниками администрации муниципального образования город Краснодар постоянно осуществляется контроль за установленным на предприятиях размером заработной платы. Руководителям предприятий, на которых размер заработной платы ниже величины прожиточного минимума, делаются рекомендации о необходимости доведения заработной платы до величины прожиточного минимума. Информация по работодателям, предположительно использующим "конвертный" способ выдачи заработной платы, направляется для принятия мер в налоговые и правоохранительные органы.
Администрацией муниципального образования город Краснодар, налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами города энергично проводится работа с убыточными предприятиями, в том числе принимаются меры по стабилизации финансового состояния по каждому убыточному предприятию индивидуально, особо уделяется внимание суммам экономически необоснованных убытков с целью недопущения уменьшения налоговой базы.
Также проводится активная работа с хозяйствующими субъектами по выявлению задолженности по налогу на доходы физических лиц при выплаченной заработной плате, фактов использования рабочей силы без регистрации трудовых договоров, обособленных подразделений, не уплачивающих налоги по месту своего нахождения, обоснованности применения налоговых льгот, резервов по хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории рынков города, занимающихся оптово-розничной торговлей и применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Расходы бюджета муниципального образования город Краснодар имеют ярко выраженную социальную направленность. Бюджетная политика города в области расходов направлена на финансовое обеспечение социально-экономических задач муниципального образования город Краснодар. Выполняются бюджетные обязательства по основным статьям расходов в образовании, культуре, здравоохранении, социальном обеспечении, правоохранительной деятельности.
В бюджете города преобладают расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, поддержку отдельных отраслей экономики. Капитальные расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, составляют около 30% всех расходов городского бюджета. Существенная часть инвестиций поступает в рамках федеральных и региональных программ.
Приоритетным направлением бюджетной политики в области расходов является обеспечение базовых услуг, прежде всего отраслей социальной сферы, а также реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Значительные ассигнования выделяются на развитие бюджетной сферы. В их числе: капитальный ремонт и строительство, приобретение оборудования для нужд бюджетных учреждений.
В структуре расходов городского бюджета социальные расходы составляют 57,2% всех расходов, жилищно-коммунальное хозяйство - 29,0%, административные расходы - 10,2%, экономика - 3,4% (2006 год).
Таблица 2.53.