┌═════════════════════════════════════════════════════════════════════════‰
│ Показатели жилищного фонда, тысяч кв. метров │
├════════════════════════════════════┬═════┬═════┬═════┬═════┬═════┬══════┤
│Наименование показателей │2000 │2001 │2002 │2003 │2004 │2005 │
├════════════════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Ввод общей площади жилья │402,9│428,6│440,5│488,8│554,9│625,1 │
├════════════════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│в том числе индивидуальными │283,8│288,2│243,1│251,1│264,6│232,7 │
│застройщиками │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Жилой фонд всего │14097│14523│14971│15472│16256│16713 │
├════════════════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│том числе │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Частный жилищный фонд │10359│11043│11830│12827│13361│14209 │
├════════════════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Государственный, муниципальный, │3587 │3331 │3286 │2921 │2895 │2504 │
│общественный, смешанный жилищный │ │ │ │ │ │ │
│фонд │ │ │ │ │ │ │
├════════════════════════════════════┼═════┼═════┼═════┼═════┼═════┼══════┤
│Средняя обеспеченность общей │18,7 │19,2 │19,9 │19,6 │20,7 │21,4 │
│площадью жилья на 1 жителя (кв. │ │ │ │ │ │ │
│метров) │ │ │ │ │ │ │
└════════════════════════════════════┴═════┴═════┴═════┴═════┴═════┴══════…
Таким образом, общая динамика жилищного строительства может быть оценена удовлетворительно. Так, объем вводимого жилья превысил 860 тыс. кв. м, что более чем в 2 раза больше уровня 1995 г. Однако для реализации планов по достижению численности населения в 1 млн. чел, только нового жилья (без учета сноса и реконструкции строго жилого фонда) необходимо ввести 4,8 млн. кв. м жилья при сохранении современной нормы обеспеченности. Для создания городской среды, соответствующей требованиям привлекательного города, где "удобно жить" необходимо довести ежегодную норму ввода до среднеевропейского уровня - 2 кв. м на жителя.
Жилищная обеспеченность граждан в 2000 г. составляла 18,7 квадратного метра на человека, в настоящее время ее величина в среднем достигает 21,4 квадратного метра на человека. Однако за этим показателем скрывается значительная дифференциация обеспеченности населения жильем.
Основные ограничения в развитии жилищного сегмента городской экономики связаны с отсутствием структурного плана развития города и, следовательно, аритмией в освоении площадок и строительстве. Для того, чтобы интенсифицировать строительство жилья в соответствии с генеральным планом и стратегическими представлениями о пространственном развитии города необходима разработка и реализация комплексного плана развития жилищного строительства, одним из важнейших пунктов которого должна стать программа улучшения институциональных условий для жилищного строительства. В настоящее время темпы строительства сильно замедляются отдельными бюрократическими процедурами. Так, среднее время выделения землеотвода под строительство составляет 1 - 1,5 года.
Другая проблема развития рынка жилья в Краснодаре - высокий ценовой порог стоимости 1 кв. м. Это требует перехода на массовое жилищное строительство. В настоящее время до 60% квартир идет не на улучшение жилищных условий граждан города, а на увеличение капитальных активов ограниченного числа граждан, при этом практически не ведется строительство социального жилья.
Еще одна проблема связана с дачным жильем. В настоящее время 40 тыс. участков не обустроено. Именно постепенное повышение комфортности дачного жилья создает предпосылки для реализации идей Краснодар - город-сад.
Крайне сложная ситуация сложилась с инженерными сетями. Исходя из архитектурно-планировочных особенностей города и существующих нормативов, на 1 кв. м нового жилья необходимо 120 кв. м социальной инфраструктуры. Вплоть до настоящего времени эти соответствия не выполнялись. Недостатком существующих подходов к жилищному строительству является отсутствие комплексности при решении инфраструктурных и планировочных проблем.
Для реализации поставленных целей необходима реструктуризация объемного и панельного домостроения, которая во многом завершена.
К основным проблемам, препятствующим решению задачи обеспечения комфортным жильем населения, относятся:
1. Отсутствие современных стройматериалов.
2. Медленное решение вопросов землеотвода.
3. 94-ФЗ тормозит бюджетное строительство.
4. Несовершенство законов по главгосэкспертизе.
5. Нет возможности поэтапного экспертного заключения.
6. Отсутствие резервных мощностей.
7. Монополии в сфере коммуникаций, высокие затраты на технологическое присоединение.
Высокий износ коммунальных сетей или их отсутствие - ключевая проблема жилищного комплекса Краснодара. Во многих ведомственных домах и в значительной части 5-этажного жилого фонда существуют затапливаемые подвалы, а на цокольных этажах нет проходов.
В настоящее время проблема ремонта жилищного фонда решается с учетом наличия управляющих компаний, путем финансирования каждого дома из расчета квартир. Бюджет определяется по договоренности управляющей компании, администрации и депутатов района.
Главный инструмент управления развитием жилищного сектора - земля и инженерное обустройство территории.
Несмотря на значительные объемы жилищного строительства, жилищная проблема для города по-прежнему остается весьма острой. Наиболее актуальным механизмом развития жилищного строительства и создания условий для обеспечения жильем всех категорий граждан является программа ипотечного кредитования, как за счет бюджетных ресурсов, так и внебюджетных источников. Генеральным планом города определен целый ряд новых строительных площадок для жилищного строительства, при освоении которых город может получить 3,9 млн. кв. м жилья. Однако для реализации поставленной цели - Краснодар - город-миллионер - необходимо ввести минимум 4,8 млн. кв. м.
Интенсивность процессов реконструкции существующих и строительства нового жилья зависят, прежде всего, от экономических возможностей городского сообщества на жилищном рынке, который в Краснодаре развивается довольно бурно. Каждое жилище по качеству и стоимости приобретается или перестраивается соответственно притязаниям и доходам семей. Но, одновременно, в городе остается сектор социального жилища для тех групп населения, которые по различным причинам оказались отрезанными от жилищного рынка. К социальному жилищу относятся все его типы, которыми владеет муниципалитет или государство. Развитие и поддержание этого вида жилищного строительства в будущем должно стать важным рычагом обеспечения общественной стабильности.
Городская комфортная среда в рамках концепции "Краснодар - город-сад" должна формироваться на основе поддержки и стимулирования (в первую очередь через систему земельных отношений) процессов субурбанизации и джентрификации. Это означает, что наращивание жилого фонда должно осуществляться преимущественно за счет строительства малоэтажного жилья, дополняемого в отдельных сегментах городской территории строительством среднеэтажного, а в эксклюзивных частях многоэтажного жилья (микрорайон Юбилейный, завершаемый застройкой к 2020 г., и часть Восточно-Кругликовской зоны). Одновременно должны быть созданы условия для развертывания строительства объектов сферы услуг, интегрированных в существующую жилую застройку. В первую очередь речь идет об индустрии досуга и развлечений. Именно выбор подобной жилищной стратегии является важнейшим условием создания креативной среды в городе.
Программы реконструкции жилищного фонда города в обязательном порядке должны включать меры по экономии ресурсов и энергосбережению, совершенствованию систем вентиляции, замене сетей. Вместе с тем, необходимо, по возможности, добиваться расширения полезной и вспомогательной площадей в квартирах посредством надстройки новых этажей или мансард, модернизации жилых помещений за счет перепланировки квартир, замены инженерных сетей и сантехнического оборудования в домах, пристройки балконов, лоджий.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Одна из наиболее социально значимых отраслей городской экономики. Качество жизни населения во многом определяется качеством предоставляемых ЖКХ услуг и ценой за эти услуги. Наблюдающийся постоянный рост цен на энергоносители приводит к удорожанию оказываемых услуг и, как результат, ухудшению качества жизни населения.
До 2005 г. населением оплачивались не более 65% стоимости услуг ЖКХ. С введением в действие с 01.03.2005 Жилищного кодекса РФ расчеты за жилищно-коммунальные услуги должны оплачиваться в размере 100% их стоимости. Одновременный рост тарифов на энергоносители и сдерживание тарифов на жилищно-коммунальные услуги могло привести к развалу системы жизнеобеспечения города. Чтобы максимально смягчить негативные последствия этого роста и принять меры для защиты малообеспеченных слоев населения, в городе приняты система субсидирования оплаты ЖКУ, причем уровень расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи снижен до 15%, для многодетных семей - до 10%.
Создана система учета реальных объемов потребляемых услуг населением, собственники помещений в многоквартирных домах вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы горячей воды, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей с системами коммунальной инфраструктуры.