Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР ДО 2020 ГОДА

§ 10. Развитие туристического кластера


Стратегические направления и необходимые программы.

Основным стратегическим направлением Краснодара в области туризма должно стать развитие делового туризма. Необходимо сделать город Краснодар городом делового туризма РФ, городом конгрессов, с привлечением в город крупных выставок, конгрессов и т.п. мероприятий. Особенно в высокий курортный сезон.

Один из резервов Краснодара - относительная близость к морю. Необходимо привлекать в летние месяцы в город деловых людей, обеспечив им комфортное проживание, передвижение по городу и возможность за короткое время попасть на близлежащие курорты - Джубгу, Анапу, азовские пляжи под Темрюком и т.д. Разумеется, деловая активность летом резко снижается, но заманчивая возможность сочетания бизнеса и отдыха может побудить проводить многие корпоративные мероприятия в Краснодаре в сезон летних отпусков и длительных новогодних праздников. Последнее возможно из-за близости горнолыжной Красной Поляны, которая станет еще более популярной из-за Олимпийских игр в Сочи.

Своеобразным фактором, дополняющим программы делового туризма в Краснодаре, может стать гольф, который очень активно набирает популярность в России. Причем идея строительства гольфа в Краснодаре витает уже около 10 лет и возможности для реализации этого проекта в Краснодаре есть.

Транзитные функции туризма сейчас - проходящие через Краснодар поезда и автомобильный транспорт. Пересадка в Краснодаре с железной дороги и самолета на автобус в сезон затруднена, т.к. напряженное дорожное движение и рейсовые автобусы обеспечивают местные перевозки по краю, но не справляются с потоком туристов. В случае развития скоростных видов транспорта от Краснодара к морям - главный перевалочный пункт будет в Краснодаре и транзитники будут здесь тратить свои деньги на дорогу, питание в местном "общепите", знакомстве с достопримечательностями, покупку большого количества фруктов домой на север в подарок и т.д. Устойчивый сбыт для местных овощной и плодоводческой продукции, налоги с торговцев и т.д.

Необходимо детальное маркетинговое исследование положения дел в гостиничном бизнесе города, с изучением различий в уровне заполняемости гостиниц разного класса и в разное время года. Нужно определить, какой именно гость определяет основную часть спроса. Каковы его запросы. Особого изучения требуют предпочтения иностранных деловых туристов - в гостиницах какого класса они предпочитают селиться, какая цена за номер для них является предельной, какие услуги они чаще всего требуют, на что жалуются и т.д.

Туризм вряд ли станет одной из ведущих отраслей экономики города, но он во многом определяет инвестиционную привлекательность города: театр начинается с вешалки, а город для инвестора с аэропорта-такси-гостиницы.

Несмотря на преимущественно частный характер гостиничного бизнеса, он также предполагает повышение уровня управления. Начиная со сбора информации о состоянии гостиничного хозяйства, заполняемости гостиниц, анализа для принятия решения о путях дальнейшего развития и воздействия городских властей на процесс путем выделения приоритетным режима наибольшего благоприятствования в земельных отношениях, процедурах, налогах и т.д. Мощным рычагом воздействия городских властей на частного инвестора является согласование мест размещения строительства новых гостиниц, развлекательных центров, кафе и т.д. Это не средство бюрократического вымогательства, а необходимый инструмент государственной и муниципальной политики регулирования.

Для развития гостиничного бизнеса в Краснодаре необходима разработка и внедрение плана создания сети малых гостиниц, актуальность которой обусловлена не только с точки зрения формирования деловой и туристской привлекательности города, но и потребностью качественного расширения выбора мест проживания и отдыха для зарубежных и российских гостей в соответствии с целями приезда и индивидуальными предпочтениями.

Малые гостиницы должны быть органической частью градостроительного, делового и культурного облика города, быть максимально приближены к его важнейшим бизнес-центрам, к зонам повышенного туристского интереса и цели посещения Краснодара. Функционирование малых гостиниц должно осуществляться на основе современного менеджмента и с учетом особенностей работы и технологии в малом гостиничном бизнесе. Формирование общей инфраструктуры, проведение единой ценовой, рекламной и иной политики, централизация других функций управления должны обеспечить малым гостиницам высокую конкурентоспособность по сравнению с другими сегментами гостиничного рынка, обеспечивая при этом высокое качество обслуживания и решая вопросы в каждом сегменте.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что малые гостиницы, дополняя крупные и средние гостиницы, в экономическом плане менее зависимы от изменения конъюнктуры рынка гостиничных услуг и имеют возможность быстрой ценовой переориентации. При создании сети малых гостиниц должна быть предусмотрена их экономическая привлекательность для малого бизнеса, включающая конкретное определение статуса малой гостиницы с предоставлением налоговых и других льгот, упрощением порядка и характера регистрации и с реально действующим механизмом поддержки малого предпринимательства в гостиничной сфере.

Совместные усилия города и бизнеса необходимы для продвижения Краснодара на рынок туристических услуг, создания общегородской системы размещения и рекламы. Во время проведения Олимпийских игр в Сочи потребуется единый координирующий центр по гостиничному комплексу Краснодара в связи с возможностью посадки в нем многих рейсов из-за плохой погоды.

Необходимо продолжать развитие транспортной инфраструктуры. Отдельной проблемой является авиатранспорт. Очевидно, что устаревший Ан-24 на трассе Краснодар - Сочи будет скорее отталкивать деловых людей, связанных с Играми, от полетов по этому маршруту. Необходим более комфортабельный самолет. Аэропорт Краснодара не приспособлен для приема широкофюзеляжных самолетов, поэтому он, в отличие от Минеральных Вод, не сможет быть запасным аэродромом для олимпийского Сочи на случай плохой погоды. Этот вопрос следует решать за счет программы подготовки к Олимпийским играм. Для потока посетителей игорной зоны также нужны вместительные самолеты.

Улучшение подготовки менеджеров туристского бизнеса в местных вузах, обязательное обучение младшего обслуживающего персонала.

Ужесточение требований к гостиницам, не прошедшим классификацию по Единой системе классификации.

В рамках программы реконструкции центра города существует идея превращения Краснодара в "мощный туристический и рекреационный центр России". Имеется в виду не только развивать деловой туризм, но и привлечь в Краснодар хотя бы на время часть 2,5-миллионного транзитного потока туристов. Планируется, помимо новых гостиниц разного класса, создать большое количество туристических маршрутов, зеленых пешеходных зон, развлекательных, спортивных, культурных и прочих учреждений.

В настоящее время в Краснодаре строятся новые гостиницы и планируется к постройке еще большее количество. В 2007 году планируется ввод в строй гостиниц "Платан-Н" (150 мест, 3 звезды) и "Гостиный двор". Начаты работы по строительству сразу нескольких отелей, которые будут управляться зарубежными гостиничными операторами. Гостиницы "Ибис" (200 номеров, 3 звезды) и "Novonel" (250 номеров, 4 звезды) - французской "Accor", а "Россия" (300 номеров, 5 звезд) - "Mariott".

Таблица 3.26.