┌════════════┬════════════┬════════════┬═════════════┬════════┬═══════════‰
│ │ Объем │Общий пробег│ К-т │Ранг по │ Ранг по │
│ │ выбросов │ (маш*км в │ загрязнения │ объему │ к-ту │
│ │(тыс. т/год)│ сут.) │(кг/1 маш*км)│выбросов│загрязнения│
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Уфа │120 │2594514 │0,126716 │5 │1 │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Краснодар │185 │4004517 │0,126569 │2 │2 │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Тула │62 │1458334 │0,116477 │12 │3 │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Омск │148 │3930068 │0,103174 │3 │4 │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Новосибирск │191 │5119080 │0,102223 │1 │5 │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Ростов │145 │4171277 │0,095237 │4 │6 │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Хабаровск │78 │2566999 │0,083248 │11 │7 │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Самара │112 │3803578 │0,080674 │8 │8 │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Волгоград │116 │4296986 │0,073961 │6 │9 │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Челябинск │90 │4143614 │0,059507 │10 │10 │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Екатеринбург│96 │4749191 │0,055381 │9 │11 │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Н. Новгород │114 │5687595 │0,054914 │7 │12 │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Пермь │55 │2768397 │0,05443 │13 │13 │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Архангельск │30 │1625390 │0,050399 │14 │14 │
└════════════┴════════════┴════════════┴═════════════┴════════┴═══════════…
Источник: Рассчитано по данным ГИБДД об интенсивности движения по всем улицам соответствующих городов, а также по данным региональных докладов "О состоянии окружающей среды" за 2000 - 2005 гг.
В Краснодаре объем выбросов от автотранспорта, его доля - одна из самых высоких среди региональных центров, как видно из таблицы 2.49. Но особую угрозу представляет один из самых высоких среди региональных центров коэффициент экологичности транспорта (выброс в расчете на 1 машино-километр пробега). Это может быть связано с качеством и структурой автопарка (доля иномарок, доля автомобилей с газонейтрализаторами и напротив - доля грузовиков, доля старых автомобилей и пр.), качеством и структурой используемого топлива. Но один из главных и наиболее труднорегулируемых факторов - протяженность, ширина дорожной сети, планировочная структура города, взаиморасположение селитебных, промышленных и офисных зон.
Рис. 2.34. Расчет плотности выбросов в атмосферу от автотранспорта по улицам г. Краснодара (2005 г.)*
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Максимальные показатели плотности загрязнения (т/км2), рассчитанные по каждой из улиц города с учетом масштаба распространения выброса от автотранспорта, характера застройки, зеленых насаждений и пр. в Краснодаре в центре - узкие улицы, большое количество светофоров (ближе к югу, вокруг промышленной зоны), а также на юго-востоке, где располагается промышленная зона и, как следствие, много грузовых автомобилей.
Средние значения плотности - на западе, в кварталах, расположенных вдоль трассы въезда в город; также на юге, вдоль железной дороги и вдоль автодороги ведущей, в центр города.
Минимальные - в кварталах, расположенных на расстоянии более 1 км от промышленной зоны, вдоль железной дороги, при движении от центра города на север; также на крайнем северо-западе города в отдаленных кварталах, оторванных от города, от его центральной части и промышленной зоны.
Расчет плотности автотранспортных выбросов в городской среде на основе данных об интенсивности движения и расчета ареалов загрязнения показал, что факторы внутренней структуры загрязнения в городах делятся на две группы: факторы воздействия (собственно источники выбросов - количество автомобилей, качество используемого топлива и т.д.) и факторы распространения (условия распространения выбросов, ареалы воздействия - рельеф, мосты, ширина дороги и др.). Причем географические условия влияют как на интенсивность движения, так и на распространение загрязнения в воздухе.
Комплексный интегральный показатель значимости ареалов в формировании плотности автотранспортного загрязнения (загруженность центральной части города, близость промышленных зон, загруженность трасс выезда и въезда в город, мосты, характер застройки окраин города), рассчитанный нами для большинства региональных центров России, показал, что Краснодар имеет один из самых высоких в России показателей влияния планировочных факторов на автотранспортное загрязнение. Город имеет максимальный индекс загруженности центральной части города и близости промышленных зон, высокими значениями характеризуется загруженность трасс выезда и въезда в город. Пермь, Архангельск, Уфа - выделяются ярко выраженным загрязнением в центре города. Города имеют аналогичную территориальную структуру (они вытянуты вдоль рек). Краснодар имеет отличную от перечисленных городов планировочную структуру, но также выделяется наибольшей плотностью загрязнения в центре города (узкая ширина дорог, близко подходящая к центру промышленная зона). В результате проведенных исследований были определены географические факторы, в наибольшей степени определяющие концентрацию автотранспортных загрязнений в исследуемых городах. Объездная дорога вокруг города, минуя центр, является важнейшим фактором улучшения экологической обстановки в городе (т.к. отводит большую часть транзитного автотранспорта).
В Краснодаре, как и в Нижнем Новгороде и Саратове трудности в передвижении, в основном, обусловлены узкими улицами, нерациональным режимом работы светофоров. Екатеринбург и Омск сталкиваются с похожими трудностями в передвижении, но дороги центральной части там шире. Поэтому для решения данной проблемы городу потребуются самые дорогие проекты - изменение структуры и ширины транспортной сети.
4. Как было сказано выше - одной из сложнейших экологических проблем для Краснодара, роль которой усиливается, является проблема очистки сточных вод.
На фоне медленного сокращения сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты их количество без очистки не меняется 4,4 - 4,5. Как следствие доля стоков без очистки возрастает с 4,3% до 5,6%.
В г. Краснодаре сложилось катастрофическое положение на канализационных сетях.
5. Недостаток капитальных вложений на природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования и их структура, неадекватная структуре экологических проблем, также не способствует решению экологических проблем.