Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР ДО 2020 ГОДА

Показатели воздействия автотранспорта на воздушный бассейн городов России

┌════════════┬════════════┬════════════┬═════════════┬════════┬═══════════‰
│            │   Объем    │Общий пробег│     К-т     │Ранг по │  Ранг по  │
│            │  выбросов  │ (маш*км в  │ загрязнения │ объему │   к-ту    │
│            │(тыс. т/год)│   сут.)    │(кг/1 маш*км)│выбросов│загрязнения│
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Уфа         │120         │2594514     │0,126716     │5       │1          │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Краснодар   │185         │4004517     │0,126569     │2       │2          │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Тула        │62          │1458334     │0,116477     │12      │3          │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Омск        │148         │3930068     │0,103174     │3       │4          │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Новосибирск │191         │5119080     │0,102223     │1       │5          │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Ростов      │145         │4171277     │0,095237     │4       │6          │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Хабаровск   │78          │2566999     │0,083248     │11      │7          │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Самара      │112         │3803578     │0,080674     │8       │8          │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Волгоград   │116         │4296986     │0,073961     │6       │9          │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Челябинск   │90          │4143614     │0,059507     │10      │10         │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Екатеринбург│96          │4749191     │0,055381     │9       │11         │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Н. Новгород │114         │5687595     │0,054914     │7       │12         │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Пермь       │55          │2768397     │0,05443      │13      │13         │
├════════════┼════════════┼════════════┼═════════════┼════════┼═══════════┤
│Архангельск │30          │1625390     │0,050399     │14      │14         │
└════════════┴════════════┴════════════┴═════════════┴════════┴═══════════…


Источник: Рассчитано по данным ГИБДД об интенсивности движения по всем улицам соответствующих городов, а также по данным региональных докладов "О состоянии окружающей среды" за 2000 - 2005 гг.

В Краснодаре объем выбросов от автотранспорта, его доля - одна из самых высоких среди региональных центров, как видно из таблицы 2.49. Но особую угрозу представляет один из самых высоких среди региональных центров коэффициент экологичности транспорта (выброс в расчете на 1 машино-километр пробега). Это может быть связано с качеством и структурой автопарка (доля иномарок, доля автомобилей с газонейтрализаторами и напротив - доля грузовиков, доля старых автомобилей и пр.), качеством и структурой используемого топлива. Но один из главных и наиболее труднорегулируемых факторов - протяженность, ширина дорожной сети, планировочная структура города, взаиморасположение селитебных, промышленных и офисных зон.

Рис. 2.34. Расчет плотности выбросов в атмосферу от автотранспорта по улицам г. Краснодара (2005 г.)*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Максимальные показатели плотности загрязнения (т/км2), рассчитанные по каждой из улиц города с учетом масштаба распространения выброса от автотранспорта, характера застройки, зеленых насаждений и пр. в Краснодаре в центре - узкие улицы, большое количество светофоров (ближе к югу, вокруг промышленной зоны), а также на юго-востоке, где располагается промышленная зона и, как следствие, много грузовых автомобилей.

Средние значения плотности - на западе, в кварталах, расположенных вдоль трассы въезда в город; также на юге, вдоль железной дороги и вдоль автодороги ведущей, в центр города.

Минимальные - в кварталах, расположенных на расстоянии более 1 км от промышленной зоны, вдоль железной дороги, при движении от центра города на север; также на крайнем северо-западе города в отдаленных кварталах, оторванных от города, от его центральной части и промышленной зоны.

Расчет плотности автотранспортных выбросов в городской среде на основе данных об интенсивности движения и расчета ареалов загрязнения показал, что факторы внутренней структуры загрязнения в городах делятся на две группы: факторы воздействия (собственно источники выбросов - количество автомобилей, качество используемого топлива и т.д.) и факторы распространения (условия распространения выбросов, ареалы воздействия - рельеф, мосты, ширина дороги и др.). Причем географические условия влияют как на интенсивность движения, так и на распространение загрязнения в воздухе.

Комплексный интегральный показатель значимости ареалов в формировании плотности автотранспортного загрязнения (загруженность центральной части города, близость промышленных зон, загруженность трасс выезда и въезда в город, мосты, характер застройки окраин города), рассчитанный нами для большинства региональных центров России, показал, что Краснодар имеет один из самых высоких в России показателей влияния планировочных факторов на автотранспортное загрязнение. Город имеет максимальный индекс загруженности центральной части города и близости промышленных зон, высокими значениями характеризуется загруженность трасс выезда и въезда в город. Пермь, Архангельск, Уфа - выделяются ярко выраженным загрязнением в центре города. Города имеют аналогичную территориальную структуру (они вытянуты вдоль рек). Краснодар имеет отличную от перечисленных городов планировочную структуру, но также выделяется наибольшей плотностью загрязнения в центре города (узкая ширина дорог, близко подходящая к центру промышленная зона). В результате проведенных исследований были определены географические факторы, в наибольшей степени определяющие концентрацию автотранспортных загрязнений в исследуемых городах. Объездная дорога вокруг города, минуя центр, является важнейшим фактором улучшения экологической обстановки в городе (т.к. отводит большую часть транзитного автотранспорта).

В Краснодаре, как и в Нижнем Новгороде и Саратове трудности в передвижении, в основном, обусловлены узкими улицами, нерациональным режимом работы светофоров. Екатеринбург и Омск сталкиваются с похожими трудностями в передвижении, но дороги центральной части там шире. Поэтому для решения данной проблемы городу потребуются самые дорогие проекты - изменение структуры и ширины транспортной сети.

4. Как было сказано выше - одной из сложнейших экологических проблем для Краснодара, роль которой усиливается, является проблема очистки сточных вод.

На фоне медленного сокращения сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты их количество без очистки не меняется 4,4 - 4,5. Как следствие доля стоков без очистки возрастает с 4,3% до 5,6%.

В г. Краснодаре сложилось катастрофическое положение на канализационных сетях.

5. Недостаток капитальных вложений на природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования и их структура, неадекватная структуре экологических проблем, также не способствует решению экологических проблем.