Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР ДО 2020 ГОДА

Раздел 5. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПЕРВИЧНОГО СЕКТОРА


Одним из важнейших направлений экономического развития для муниципального образования является сельскохозяйственный кластер, который в Краснодаре включает весь спектр производства и обеспечения, необходимый для успешного функционирования данного кластера.

Муниципальное образование город Краснодар в своем составе имеет значительное количество сельскохозяйственных земель. Из общей площади в административных границах муниципального образования город Краснодар (84136 га) в городской черте находится всего 20070 га, то есть остальные территории (более 64 тыс. га) являются сельской местностью с характерными для нее чертами и использованием. Земли сельскохозяйственного назначения имеют площадь 56,6 тыс. га, из которых около 50 тыс. га - сельскохозяйственные угодья. Площадь пашни превышает 40 тыс. га. Производство продукции осуществляют хозяйства разных форм собственности, в том числе 16 сельскохозяйственных предприятий, более 1200 крестьянских (фермерских) хозяйств, существенная часть продукции создается в личных подсобных хозяйствах. На территории МО город Краснодар зарегистрировано более 300 крупных и средних предприятий, относящихся к агропромышленному кластеру.

Наличие мощного потенциала в виде сельскохозяйственных земель, лучшие показатели агроклиматического потенциала в стране, а также сформированные еще в советские времена высокоинтенсивные системы земледелия, адаптированные местными учеными именно для пригородных районов, возможности дополнительного орошения: все это позволяет производить значительное количество сельскохозяйственной продукции при относительно невысоких затратах.

Имеющийся потребитель в лице города Краснодара, а также формирующийся пояс новых перерабатывающих предприятий в производственной близости от муниципального образования требуют увеличения производства продукции как непосредственно для жителей и гостей города и края, так и для верхних стадий агропромышленного кластера.

Однако значимость земли, правильнее сказать территории, определяется стратегией развития всего края и его административного центра. Предполагаемый потенциал роста Краснодара в политическом и экономическом поле страны с увеличением численности населения, развитием производственной, четвертичной, а далее и пятеричной сферы, вступает в территориальный конфликт с существующим сельскохозяйственным производством, одновременно, требуя более качественных, экологически чистых продуктов питания.

Поэтому важнейшей стратегической задачей следует считать сохранение в максимально возможном количестве уникальных для Российской Федерации сельскохозяйственных земель, в том числе в качестве опытных площадок для общероссийских и региональных институтов сельскохозяйственного профиля.

Роль окрестностей Краснодара (сельскохозяйственные земли) всегда была достаточно высокой. В конце советского периода регион выделялся как территория высокоинтенсивного сельского хозяйства.

По данным на 1990 г. на территории современного муниципального образования посевные площади занимали 42,9 тыс. га, что в 1,18 раза больше, чем в настоящее время. Современное уменьшение площади земель несколько меньше, чем в целом по краю, где соотношение составляет 1,4:1.

Структура посевных площадей в большей степени отражала среднее состояние между пригородным типом хозяйства и региональным. Так, доля зерновых в посевной площади достигала 42%, что было на 10 процентных пункта меньше, чем по краю, и на 3 - 5 пункта меньше, чем в соседних районах. За счет снижения доли зерновых культур, а также технических (11% против 16% по краю и 19% в соседних районах) возрастало значение картофеля и овощей, а также кормовых культур (по 5 - 6% картофеля и овощей и до 30% кормовых культур). Имелись участки многолетних насаждений.

Исходя из таких показателей в районе в конце советского периода собирали около 100 тыс. т зерна, в том числе 60% озимой пшеницы, около 50 тыс. т овощей и более 20 тыс. т плодов и ягод. Менее значимыми по сборам были кукуруза, рис, сахарная свекла и подсолнечник. В советское время значительное развитие получило животноводство, в основном базирующееся на кормах, получаемых с пашни. По численности крупного рогатого скота территория отставала от сельских районов (кроме Апшеронского и Туапсинского), но опережала все горсоветы.

Необходимость получения скоропортящейся цельномолочной продукции заставляла иметь положительную динамику производства молока и на перерабатывающих предприятиях.

Высокими показателями участия общественных хозяйств выделялась территория горсовета и в производстве мяса свиней. Доля колхозов и совхозов, а также подсобных предприятий достигала 92,5%, при среднекраевом показателе 87%.

За счет птицефабрики территория достаточно отличалась от окружающих районов, имея почти 2 млн. голов птицы. Это самый высокий показатель в крае.

Считая общую численность всего скота в условных единицах, мы получаем итоговую величину, по которой исследуемая территория в 1990 г. находилась на 26 месте из 48 административных единиц, пропуская вперед многие районы, но опережая все горсоветы. Плотность поголовья на 100 га сельскохозяйственных угодий составляла около 110 голов (по краю - 66 голов).

Полагая, что большая часть скоропортящейся продукции потреблялась на месте или привозилась в Краснодар, можно для сравнения рассчитать душевые показатели производства овощей, плодов и ягод, а также молока. В этом случае получим следующие величины: по овощам - 79,5 кг, по плодам и ягодам - 29,3, по молоку - 43,3 кг. Сравнивая эти показатели со среднекраевыми, получим результат, естественно, не в пользу муниципального образования (по овощам - 145,7 кг, по плодам и ягодам - 64,9, по молоку - 347,4 кг). Наиболее близкими показателями характеризуется производство овощей.

Следует заметить, что довольно высокие значения продуктивности связаны с существенным влиянием научной мысли. Многие научно-исследовательские институты имели в пределах района свои экспериментальные площадки и опытные хозяйства.

Таким образом, по сельскохозяйственным показателям на 1990 г. современное муниципальное образование город Краснодар отличалось высокой интенсивностью и стабильностью производства.

Прошедшие 15 лет отразились на сельскохозяйственном производстве только с негативных позиций. Экономический кризис ухудшил большинство показателей в несколько раз. Лишь в последние годы наметились положительные тенденции.

За 1990-е гг. оснащенность сельскохозяйственными машинами снизилась почти 4 раза. Моральный и физический износ техники в среднем по хозяйствам составлял 73 - 89%. Внесение минеральных удобрений сократилось в 4 - 5 раз, органических - в 2 - 3 раза. Сложности проведения земельной реформы отразились на социальном климате села. Ухудшение состояния сельскохозяйственного производства привело к снижению уровня доходов сельских жителей, появлению маргинального слоя на селе. Многие жители сельской местности решили попробовать себя в качестве работников различных городских предприятий и организаций. Все это существенно изменило структуру производства и потребления сельскохозяйственных продуктов особенно городскими жителями.

Сложившаяся к настоящему времени экономическая ситуация в стране предполагает формирование аграрной политики. В большинстве развитых стран мира существуют программы, определяющие основные постулаты существования сельскохозяйственного производства в рамках государства и выхода полученной продукции за его пределы, то есть государственная аграрная политика. И часто именно государство регулирует состояние сельского хозяйства, способствуя нормальному функционированию данной отрасли в рамках хозяйственного комплекса, где многие другие составляющие имеют гораздо лучшие экономические показатели, то есть поддерживает агропроизводство.

Предыдущие 15 лет государство почти не участвовало в поддержке сельскохозяйственного производства. Каждый субъект федерации сам пытался определять приоритеты развития и возможности реализации сельскохозяйственной продукции, но в МО город Краснодар пошли дальше. В период 1999 - 2003 гг. были разработаны и осуществлены несколько муниципальных целевых продуктовых программ, позволивших увеличить производство продукции в новых экономических условиях, используя наработки ученых большинства институтов сельскохозяйственного профиля города Краснодара. Реализация данных начинаний прослеживается на рисунке 2.6.

Проводимая в крае с некоторым опозданием земельная реформа позволила сохранить значительный потенциал общественных хозяйств, в том числе тех, которые не подвержены приватизации из-за их государственного статуса.

Но в целом земельная реформа прошла успешно. Теперь существенную часть продукции производят малые формы хозяйств (личные подсобные хозяйства сельских жителей и крестьянские фермерские хозяйства), а также садово-огородные товарищества городских жителей.

Следует признать, что сельское хозяйство постепенно утрачивает свои позиции в муниципальном образовании. Оно дает всего 3% валовой продукции исследуемой территории и с 2000 г. этот показатель уменьшился почти на 2 процентных пункта (2000 г. - 4,9%). Также постепенно уменьшается численность занятых в общественных хозяйствах. К настоящему времени среднесписочная численность работников сельского хозяйства уже составляет 6765 чел. В последние годы наметилась тенденция нехватки специалистов управления и обслуживания в сельскохозяйственных предприятиях. Дефицитными стали профессии агронома, инженера, механизатора, животноводов.

Вместе с тем надо понимать, что сельская местность Краснодара - это среда жизни 9% жителей муниципального образования, на территории которого находится 29 сельских населенных пунктов. Многие жители Краснодара имеют участки в садово-огородных товариществах в пределах муниципального округа. То есть сельская местность - это важнейший элемент нормального существования жителей МО г. Краснодар.

Перспективы развития (расширения) городской территории в сторону сельскохозяйственных земель, а не повышения этажности застройки в центральной части города предполагают дальнейшее уменьшение площади, используемой для сельскохозяйственных целей. Поэтому главной задачей следует считать закрепление статуса за сельскохозяйственной землей как за важным элементом экономики и социального развития муниципального образования, а не только как территории возможного расширения города.

Следует признать, что сельскохозяйственная отрасль определяет существенную позицию в развитии всего муниципального образования. По данным за 2005 г. посевная площадь во всех категориях хозяйств составила 36409 га, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях - 29814 га, что всего на 6,5 тыс. га меньше, чем в советское время. Даже для территорий с высоким агроклиматическим и почвенным потенциалом это очень маленькое снижение.

Структура посевных площадей не претерпела существенных изменений. Как и 15 лет назад главное значение имеют зерновые культуры - 44,8% от всех посевов. Несколько повысилась роль технических культур, в основном за счет подсолнечника. Более значимыми стали овощи и картофель, причем последний почти полностью переместился в личные подсобные хозяйства населения. В посевах появилась соя. В связи с резким спадом в животноводстве кормовые культуры потеряли в посевах почти половину площадей.