Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР ДО 2020 ГОДА

§ 6. Развитие промышленного кластера


Миссии:

Основная миссия развития промышленности - последовательное создание условий для формирования диверсифицированной отраслевой структуры, создающей благоприятную экономическую и социальную среду жизнедеятельности населения, в результате чего расширяются возможности его самореализации. Достижение поставленной цели позволит повысить уровень налогооблагаемой базы, что отразится на уровне формирования доходной части бюджета за счет собственных источников, приведет к созданию новых рабочих мест, развитии социальной, производственной и институциональной инфраструктуре и в итоге к повышению уровня и качества жизни населения.

Важнейшим механизмом для решения поставленной цели является создание условий, способов и механизмов проведения инвестиционной политики, ориентирующейся на повышение инвестиционной привлекательности города и направленной, прежде всего, на привлечение стратегических инвесторов. Возможно создание технопарков, например, при Кубанском, аграрном или политехническом университетах, территориям которых необходимо придание законодательного статуса. Уже сейчас реализуется проект технопарка "Солнечный-10". Необходимо более активно привлечение инвесторов на условиях частно-государственного партнерства. Быстрое реагирование и использование преимуществ города для реализации мероприятий, связанных с олимпийской программой.

При этом основные усилия и ресурсы должны быть направлены на отрасли, связанные с обслуживанием и работающие на переработке местного сырья.

Реализация того или иного сценария будет означать смещение приоритетов в реагировании на складывающуюся ситуацию.

Сценарии:

В случае реализации инерционного сценария (а точнее консервации сложившейся отраслевой структуры) развития города актуальными на протяжении всего периода реализации стратегии будут меры по развитию наиболее инвестиционно привлекательных отраслей на данном этапе, а именно отраслей с быстрой окупаемостью вложений. Для данного сценария главной отраслью по объемам производства и налоговым отчислениям остается пищевая промышленность, темпы роста которой в последние годы в целом по Краснодарскому краю несколько замедлились. Связано это с постепенным насыщением спроса на общедоступные продукты питания. Растущие доходы населения заставляют производителей смещать акценты в сторону создания и продвижения новых брэндов высокого ценового сегмента. За последние годы во всех сегментах пищевой отрасли наблюдается увеличение спроса на дорогие и качественные продукты. Этот фактор, видимо, во многом обусловливает рост объемов производства в России лицензионных, а, следовательно, более дорогих продуктов. На дорогой и среднедорогой ценовой сегмент сегодня направлены усилия и большинства средних компаний (так называемые брэнды второго эшелона), которые за последнее время демонстрировали наиболее динамичный в отрасли рост - порядка 30 - 40% в год. С учетом относительно высокого уровня жизни населения в городе это направление отрасли - одно из наиболее перспективных. Это позволит диверсифицировать структуру отрасли и снизить зависимость экономики города от деятельности единственной табачной фабрики.

Модернизационный сценарий потребует добавления к ним мер по развитию отраслей, использующих научный потенциал территории города, и расстановки акцентов в отраслевом разрезе. Это, прежде всего, восстановление позиций ранее развитого машиностроения и металлообработки, и четкое определение позиций и роли легкой подотрасли.

Важное значение имеет топливная промышленность, связанная с дальнейшим развитием деятельности ООО "Кубаньгазпром" и ООО "РН-Краснодарнефтегаз". Основные перспективы предприятий связаны с проведением геолого-разведочных работ и бурения, введением в эксплуатацию новых месторождений и применением новых методов повышения нефтеотдачи пластов, достижение прироста запасов нефти по отношению к уровню ее добычи благодаря рациональной эксплуатации существующих месторождений; внедрением новых технологий в бурении, добыче газа и переработке конденсата и т.д. Налоговые отчисления предприятий в бюджетную систему города незначительны в силу налоговых перераспределений, но социальная функция этих предприятий крайне велика (высокая занятость населения, социальные программы и т.д.). В рамках социальной ответственности бизнеса предприятия (особенно ООО "Кубаньгазпром") активно участвуют в жизни города и их привлечение должно быть более активным.

Расширение мощностей ЗАО "Краснодарский нефтеперерабатывающий завод "Краснодарэконефть" нецелесообразно в силу размещения предприятия в черте муниципального образования и соответствующих экологических ограничений.

Успешное функционирование предприятий окажет мультипликативный эффект на развитие машиностроения, увеличив объемы заказов и, как следствие, объемы производства.

Инновационный сценарий сместит приоритеты промышленной политики города в сторону развития инновационных отраслей в широком смысле (то есть не только те, которые войдут в комплекс научно-промышленного комплекса города, но и новых специализаций, ориентированных на обслуживание курортно-рекреационной индустрии Черноморского побережья) в комплексе с развитием научного комплекса города. Особое значение для формирования научно-промышленного комплекса города имеют предприятия ВПК, которые единственные (пока еще) сохраняют свой производственный и квалифицированный потенциалы.

Для предлагаемой стратегии социально-экономического развития Краснодара рассматривается интегральный вариант, заключающийся в параллельной реализации всех трех сценариев, что позволяет более полноценно использовать синергетический эффект. Иными словами, не создавать новое на месте старого, а дополнять унаследованное новыми направлениями специализации. При этом промышленность города является локомотивом всей экономики, обеспечивающим значительную долю бюджетных поступлений и занятость населения.

Исходя из этого, основными задачами, на решение которых будут направлены усилия администрации муниципального образования, директорского корпуса промышленных предприятий являются:

- создание условий, способов и механизмов проведения инвестиционной политики, ориентирующейся на повышении инвестиционной привлекательности города и направленной, прежде всего, на привлечение инвесторов для создания необходимых для города производственных мощностей;

- комплексная реструктуризация территориального расположения промышленного комплекса города, формирование и комплектование "промышленных зон", освоение "Восточной промышленной зоны";

- создание технопарков, например, при Кубанском, аграрном или политехническом университетах, территориям которых необходимо придание законодательного статуса. Уже сейчас реализуется проект технопарка "Солнечный-10". Необходимо более активное привлечение инвесторов на условиях частно-государственного партнерства. Быстрое реагирование и использование преимуществ города для реализации мероприятий, связанных с олимпийской программой;

- создание условий для перемещения промышленных предприятий из центра города в связи с его реконструкцией;

- выделение земель промышленности на территории муниципального образования город Краснодар;

- приоритетность в развитии наукоемких, высокопроизводительных и экологически чистых производств;

- реализация программ содействия развитию малого и среднего бизнеса;

- повышение доли малых и средних предприятий в объеме отгруженной продукции до 50%;

- создание программ развития отдельных отраслей промышленности с учетом их значимости в социально-экономической жизни города;

- организация систем подготовки и переподготовки специалистов рабочих, в том числе узкоспециализированных профессий;

- органичное сочетание интересов работодателей и наемных работников.

Стратегические направления развития отраслей перспективной специализации.

К 2020 г. отраслевая структура промышленности Краснодара претерпит некоторые изменения. Параллельная реализация трех сценариев позволит увеличить долю отраслей, связанных с наукоемкими производствами, уменьшить долю пищевой промышленности, увеличить долю промышленности строительных материалов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли, легкой. Однако все эти изменения прогнозируются в пределах 3 - 7%.

Пищевая промышленность.