Пространственно-градостроительное развитие Краснодара на современном этапе регулируется действующей градостроительной документацией (Генеральный план, корректировка от 2003 г. и Правилами застройки), определяющей текущие и перспективные направления городского развития.
Стабильная численность населения. На весь период реализации стратегии численность населения города, как показывает демографический прогноз, при любом из вариантов стратегического развития города не будет существенно отклоняться от современного уровня - 800 тыс. человек. Даже по экстремальным прогнозам с существенными допущениями (вероятные отклонения, в зависимости от доминирующего режима воспроизводства населения) отклонения в период реализации стратегии максимальные отклонения укладываются в 10%. В целом - это один из наиболее благоприятных факторов стратегического планирования.
Центральное положение в системе расселения. Краснодар - центр крупной агломерационной системы расселения. Центральный статус города позволяет рассматривать его в качестве ядра почти 1,2-миллионной системы расселения агломерационного типа. Собственно на долю Краснодара приходится до 2/3 населения этой системы. Вместе с тем преобладание форм сельского расселения при прогнозировании сохранения роли сельскохозяйственного производства на окружающих территориях не позволяет существенно менять параметры перспективных размеров города.
Разноплановость возможностей территориального развития. Пространственно-планировочное развитие в пределах границ муниципального образования имеет принципиально различающиеся условия в зависимости от направления развития. С юга пространственный рост города лимитирован наиболее жестко - границей субъекта федерации (с Республикой Адыгея). По всем другим направлениям имеется резерв для территориального роста городских функций в пределах сельской местности муниципалитета. Основными потенциальными осями градостроительного развития становятся магистральные выходы из города.
Функциональная динамика. Изменения функциональной структуры экономики региона (по используемым территориям и по структуре занятости населения) в соответствии с современными трендами экономического развития постепенно движутся в сторону терциаризации. Концентрация центральных функций позволяет говорить и о наличии предпосылок для размещения здесь и более высокотехнологичных отраслей экономики с потребностью в формировании новых городских структур для размещения этих функций.
Хаотичность пространственной структуры города. Наличие унаследованных планировочных условий в пространственной структуре города не позволяет в полной мере использовать потенциал саморазвития и самоорганизации и реорганизации городской территории. Смешение различных функций в различных частях города выступает в роли одного из ведущих сдерживающих факторов территориального развития города. Однако вместе с тем сложившаяся ситуация формирует масштабные предпосылки для внедрения методов джентрификационного и регенерационного градорегулирования и планирования.
Условная пространственная поясность. Несмотря на сложность планировочно-функционального устройства города в его пределах выделяются условные структурные зоны, имеющие поясную конфигурацию:
1. Центральная (с повышенной концентрацией общественных и административных функций и преобладанием индивидуальной жилищной застройки);
2. Срединная (с сочетанием практически всех функций - от селитебных до производственных);
3. Внешняя (с преобладанием массовой жилищной застройки);
4. Периферийная (сельские территории муниципалитета - преимущественно сельскохозяйственные земли и сельские населенные пункты).
5. Условность такого подразделения обусловлена исторической диффузией городских функций внутри этих зон с неравномерным распространением на различных этапах развития города по отдельным направлениям.
Таб. 2.51.