Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР ДО 2020 ГОДА

Раздел 8. ЭКОЛОГИЯ


Анализ внешних условий, влияющих на экологическое развитие муниципального развития.

Экологическая ситуация постепенно становится все более значимым фактором регионального развития. Постепенно в российскую экономику проникают экологические стандарты развитых стран. Ожидается, что через 10 лет от 90 до 100% крупных компаний будут сертифицированы в соответствии с международным стандартом ISO-14001. Спрос на экологически чистую продукцию и прямой запрет на экспорт целого ряда продуктов при нарастающей экспортной ориентации экономики страны может стать существенным ограничением дальнейшего развития. Россия, ратифицировав Киотский Протокол, поставила себя в условия большей открытости информации о загрязнении, энергоемкости, ресурсоемкости производств. Высокие уровни антропогенного воздействия на природный комплекс сдерживают включение целого ряда территорий в число объектов Всемирного природного и культурного наследия, не позволяют активно использовать потенциал культурно-исторических памятников. Напротив, высокое качество среды может способствовать развитию туризма и рекреации. Для Краснодарского края, имеющего амбициозные проекты по развитию туризма и рекреации, проведению зимних олимпийских игр и пр. качество окружающей среды особенно важно. С другой стороны, повышение антропогенной нагрузки на экосистемы Черного и Азовского морей, связанное с усилением рекреационной деятельности в прибрежных районах, негативно сказывается на состоянии водных биологических ресурсов.

Экологический фактор важен и для развития города Краснодара, т.к. значительные уровни антропогенного воздействия всегда формируются в городах и становятся препятствием для развития постиндустриальных стратегий развития.

Экологический риск в инвестиционных проектах, как правило, рассматривается в двух аспектах: как потенциальный риск аварийного разрушения экологической среды территории и как риск дополнительных расходов инвестора при создании нового (в дополнение к существующему на сегодняшний день) загрязнению природного комплекса. Это может выразиться в повышенных затратах на ПДВ, создание очистных сооружений, ликвидацию мусора и пр. В этой связи наиболее значимым является оценка экологической ситуации, выявление ключевых проблем и основных трендов. Что касается аварийного риска, то он определяется вероятностью и масштабом потенциального события, что во многом является функцией структуры и динамики современных экологических проблем. Например, для Краснодарского края в последние годы наблюдается трансформация природных комплексов, связанная с нарушением и сокращением их площадей в связи с реализацией крупномасштабных проектов (КТК, "Голубой поток", "Тольятти-Азот" и др.), что негативно влияет на развитие одной из ключевых отраслей хозяйства края - туризма и рекреации, что косвенно снижает и потенциал столицы края, как координационно-распределительного центра крупнейшей рекреационной зоны страны.

Краснодарский край в период с 1990 по 2005 г. в рейтинге регионов России по степени экологической напряженности переместился с 18 на 28 место (из группы регионов с наибольшей, критической экологической опасностью в группу с высокой степенью экологической напряженности). В результате спада производства за десять лет в наибольшей степени сократились индексы воздействия на атмосферу, лесные ресурсы и количества токсичных отходов, в наименьшей - индекс аграрной нагрузки и воздействия на водные источники, что является следствием специализации края. Аналогичную тенденцию сокращения экологической составляющей инвестиционного риска (улучшение ситуации зафиксировано подъемом на 7 пунктов в рейтинге регионов за период с 1998 по 2001 гг.) представляет и агентство РА-Эксперт, публикуя ежегодный рейтинг инвестиционного климата регионов России.

Столица края - один из крупнейших городов России, 18-й по численности населения среди 1067 городов России, занимает 47 - 49 места по объему промышленной продукции в сопоставимых ценах, 156 - 212 место по объему выбросов в атмосферу и 27 - 28 место по объему сточных вод. С таким положением Краснодара в рейтинге городов России и связаны сильные стороны, слабые стороны, возможности, экологические угрозы дальнейшего развития муниципального образования.

Анализ внутренних условий и факторов развития муниципального образования.

Антропогенное воздействие на территории муниципального образования город Краснодар формируется в условиях невысокой устойчивости природного комплекса к этому воздействию. Город расположен в южной части Прикубанской равнины в зоне сухих степей, бедных лесными массивами. Оба эти фактора заметно сокращают потенциал самоочищения природной среды. Размещение на правом берегу реки Кубани, огибающей территорию с юга-запада, и продолжается вдоль северо-западного берега Краснодарского водохранилища, с одной стороны, улучшает условия проветривания, а с другой - увеличивает влажность воздуха и при усилении автотранспортной нагрузки способствует застаиванию разогретого и "низкого" выброса автотранспорта. Влияние водохранилища на микроклимат происходит в зоне, отстоящей от воды на расстоянии 4 - 8 километров и обусловлено увеличением влажности и формированием парникового эффекта в летний период, образованием инверсионных явлений в осенне-весенний сезоны. Недостаточная обеспеченность лесными и внутригородскими садово-парковыми массивами, а также слабая проветриваемость во все сезоны года способствуют повышению загрязнения атмосферы.

Зарегулирование стока рек Дона и Кубани отрицательно сказывается на состоянии рыбных запасов в бассейне Азовского моря. Более 30% годового стока Кубани составляет безвозвратное водопотребление, что влечет за собой недостаточное обводнение в кубанских лиманах и ухудшение гидрохимического режима ввиду значительного сброса загрязненных вод с рисовых систем и резко снижает потенциал самоочищения среды.

Экологические проблемы муниципального образования г. Краснодара, как территориальной единицы Краснодарского края, всегда выделяли его среди других районов края и относительно среднекраевого уровня по ключевым показателям антропогенного воздействия. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются: автомобильный транспорт, объекты теплоэнергетики (ТЭЦ и котельные), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, полигоны ТБО и несанкционированные свалки. Всего на территории города хозяйственную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, осуществляют более 40 тысяч субъектов различных форм собственности.

I. Загрязнение воздуха - наиболее распространенный показатель, как правило, в наибольшей степени отражающий уровень экологической напряженности территории для Краснодарского края, не является ключевым, т.к. выбрасывает от 0,4 до 0,9% валового загрязнения РФ. Объем выбросов от стационарных источников сократился с 306 тыс. т в 1990 г. до 80 тыс. т в 1998 г., а затем после дефолта на основе компенсационного подъема в промышленности вновь вырос до 108 тыс. т к 2002 г. и до 113 в 2005 г. Тренды муниципального образования Краснодар ближе к общероссийским.

Рис. 2.29. Индексы промышленного производства и валового загрязнения атмосферы (в % к предыдущему году)*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Рис. 2.30. Динамика атмосферного загрязнения*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Процессы, формирующие экологическую ситуацию в Краснодаре, как и в большинстве российских городов в 1990-е гг., неоднозначны и не совпадают с мировыми тенденциями. Определяющее влияние на экологическую ситуацию оказывала не природоохранная политика, а макроэкономическая ситуация и фактор структурной перестройки экономики. Сокращение загрязнения (особенно объем сточных вод и твердых отходов) происходило значительно медленнее, чем спад промышленного производства, что явилось следствием "утяжеления" структуры экономики, резкого обострения проблем воспроизводства производственных фондов, их технологической деградации, неполной, а следовательно, неэффективной и ресурсоемкой загрузки мощностей. К тому же значительные объемы загрязнения (особенно водного), формирующиеся в коммунально-бытовом секторе, потребности которого практически не снижаются в условиях кризиса.

В Краснодаре, сохранившем к пику кризиса только треть выбросов начала переходного периода, выбросы начали расти только с 2000 г. Во-первых, раньше других компенсационный подъем в промышленности затронул импортозамещающие отрасли, прежде всего пищевую промышленность, с минимальным удельным загрязнением. Эта тенденция, характерная для всей страны в целом, наиболее ярко проявилась в регионах Северного Кавказа, а среди городов - максимально в Ростове-на-Дону и Краснодаре. Во-вторых, в кризисных условиях произошла внутренняя структурная перестройка (все предприятия ликвидировали наиболее старую часть фондов, а относительно успешные частично реконструировали производство. В-третьих, с 1999 г. приток доходов от подорожавшей нефти позволял насыщать экономику ликвидностью, поднял ее монетизацию с 14% в 1998-м до 21% в 2003-м. Экономика буквально "впитывала" эти деньги, росли активы банков, легче стало получить кредит, начался рост инвестиций (в основном из прибыли предприятий). Но этот процесс в последние годы замедлился в условиях растущих инвестиционных рисков. В Краснодарском крае это затронуло в большей степени Туапсе, но и Краснодар, как столицу края.

И хотя загрязнение растет меньшими темпами, чем объем промышленного производства (т.е. удельное показатели, наиболее подходящие для оценки структурно-технологических тенденций в экономике, сокращаются), негативные тенденции переходного периода преодолеть пока не удается, напротив, в определенной степени они даже нарастают. В частности, это проявляется в том, что небольшое снижение валового загрязнения атмосферы г. Краснодара 2002 - 2004 гг. вновь сменилось ростом выбросов в атмосферу в 2005 г. Темп этого роста (24%) не позволяет говорить о случайности данного явления.

Среди городов края Краснодар характеризуется самой положительной динамикой удельных выбросов, что, очевидно, является важнейшим конкурентным преимуществом на сегодняшний день. Бесспорным преимуществом МО Краснодар является сокращение и без того невысоких удельных выбросов в атмосферу (кг в расчете на 1000 руб. промышленной продукции в сопоставимых ценах) (рис. 4). Однако надо иметь в виду, что удельные выбросы всегда (для всех городов страны) тем меньше, чем крупнее город, что, видимо, проявление "двойного эффекта" от создания комплексов производств в промзонах с единой инфраструктурой, одной ТЭЦ (котельной) и пр. Однако, очевидно, что и этот эффект уже во многом исчерпан, потому что темпы сокращения удельных выбросов в Краснодаре замедлились, как и в подавляющем большинстве крупнейших городов России, а в 2005 г. даже выросли.

Таким образом, с учетом выбросов автотранспорта роль Краснодара в атмосферном загрязнении края существенно увеличивается. Поэтому наиболее остро стоит проблема загрязнения атмосферного воздуха в городах Краснодар и Новороссийск; среднегодовая концентрация формальдегида в этих городах составила соответственно 5 и 7 ПДК, фенола - до 4,8 ПДК (г. Краснодар). В крае по-прежнему используются этилированные бензины. Это существенная проблема, т.к. в результате города и прибрежная зона загрязняются токсичными выбросами тетраэтилсвинца.

II. Водное загрязнение - ключевая экологическая проблема Краснодарского края и в отличие от воздушного загрязнения в этом направлении мало изменилось в переходный период. Качество поверхностных вод края формируется под воздействием сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод от промышленных предприятий и объектов ЖКХ, поверхностного стока с сельхозугодий и территорий животноводческих комплексов, поступления загрязненных биогенными элементами и пестицидами сбросных вод оросительных систем.

Город Краснодар по сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, находясь на 37 месте среди 116 городов Российской Федерации с численностью постоянного населения 100 и более тысяч человек. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты 78,3 млн. м3, в том числе 4,4 без очистки (по данному количеству город находится на 51 месте и на 59 месте по доле стоков без очистки.

Рис. 2.31. Характер динамики уровней утилизации сточных вод по городам Краснодарского края (размер значка пропорционален объему сточных вод)*