Анализ внешних условий, влияющих на экологическое развитие муниципального развития.
Экологическая ситуация постепенно становится все более значимым фактором регионального развития. Постепенно в российскую экономику проникают экологические стандарты развитых стран. Ожидается, что через 10 лет от 90 до 100% крупных компаний будут сертифицированы в соответствии с международным стандартом ISO-14001. Спрос на экологически чистую продукцию и прямой запрет на экспорт целого ряда продуктов при нарастающей экспортной ориентации экономики страны может стать существенным ограничением дальнейшего развития. Россия, ратифицировав Киотский Протокол, поставила себя в условия большей открытости информации о загрязнении, энергоемкости, ресурсоемкости производств. Высокие уровни антропогенного воздействия на природный комплекс сдерживают включение целого ряда территорий в число объектов Всемирного природного и культурного наследия, не позволяют активно использовать потенциал культурно-исторических памятников. Напротив, высокое качество среды может способствовать развитию туризма и рекреации. Для Краснодарского края, имеющего амбициозные проекты по развитию туризма и рекреации, проведению зимних олимпийских игр и пр. качество окружающей среды особенно важно. С другой стороны, повышение антропогенной нагрузки на экосистемы Черного и Азовского морей, связанное с усилением рекреационной деятельности в прибрежных районах, негативно сказывается на состоянии водных биологических ресурсов.
Экологический фактор важен и для развития города Краснодара, т.к. значительные уровни антропогенного воздействия всегда формируются в городах и становятся препятствием для развития постиндустриальных стратегий развития.
Экологический риск в инвестиционных проектах, как правило, рассматривается в двух аспектах: как потенциальный риск аварийного разрушения экологической среды территории и как риск дополнительных расходов инвестора при создании нового (в дополнение к существующему на сегодняшний день) загрязнению природного комплекса. Это может выразиться в повышенных затратах на ПДВ, создание очистных сооружений, ликвидацию мусора и пр. В этой связи наиболее значимым является оценка экологической ситуации, выявление ключевых проблем и основных трендов. Что касается аварийного риска, то он определяется вероятностью и масштабом потенциального события, что во многом является функцией структуры и динамики современных экологических проблем. Например, для Краснодарского края в последние годы наблюдается трансформация природных комплексов, связанная с нарушением и сокращением их площадей в связи с реализацией крупномасштабных проектов (КТК, "Голубой поток", "Тольятти-Азот" и др.), что негативно влияет на развитие одной из ключевых отраслей хозяйства края - туризма и рекреации, что косвенно снижает и потенциал столицы края, как координационно-распределительного центра крупнейшей рекреационной зоны страны.
Краснодарский край в период с 1990 по 2005 г. в рейтинге регионов России по степени экологической напряженности переместился с 18 на 28 место (из группы регионов с наибольшей, критической экологической опасностью в группу с высокой степенью экологической напряженности). В результате спада производства за десять лет в наибольшей степени сократились индексы воздействия на атмосферу, лесные ресурсы и количества токсичных отходов, в наименьшей - индекс аграрной нагрузки и воздействия на водные источники, что является следствием специализации края. Аналогичную тенденцию сокращения экологической составляющей инвестиционного риска (улучшение ситуации зафиксировано подъемом на 7 пунктов в рейтинге регионов за период с 1998 по 2001 гг.) представляет и агентство РА-Эксперт, публикуя ежегодный рейтинг инвестиционного климата регионов России.
Столица края - один из крупнейших городов России, 18-й по численности населения среди 1067 городов России, занимает 47 - 49 места по объему промышленной продукции в сопоставимых ценах, 156 - 212 место по объему выбросов в атмосферу и 27 - 28 место по объему сточных вод. С таким положением Краснодара в рейтинге городов России и связаны сильные стороны, слабые стороны, возможности, экологические угрозы дальнейшего развития муниципального образования.
Анализ внутренних условий и факторов развития муниципального образования.
Антропогенное воздействие на территории муниципального образования город Краснодар формируется в условиях невысокой устойчивости природного комплекса к этому воздействию. Город расположен в южной части Прикубанской равнины в зоне сухих степей, бедных лесными массивами. Оба эти фактора заметно сокращают потенциал самоочищения природной среды. Размещение на правом берегу реки Кубани, огибающей территорию с юга-запада, и продолжается вдоль северо-западного берега Краснодарского водохранилища, с одной стороны, улучшает условия проветривания, а с другой - увеличивает влажность воздуха и при усилении автотранспортной нагрузки способствует застаиванию разогретого и "низкого" выброса автотранспорта. Влияние водохранилища на микроклимат происходит в зоне, отстоящей от воды на расстоянии 4 - 8 километров и обусловлено увеличением влажности и формированием парникового эффекта в летний период, образованием инверсионных явлений в осенне-весенний сезоны. Недостаточная обеспеченность лесными и внутригородскими садово-парковыми массивами, а также слабая проветриваемость во все сезоны года способствуют повышению загрязнения атмосферы.
Зарегулирование стока рек Дона и Кубани отрицательно сказывается на состоянии рыбных запасов в бассейне Азовского моря. Более 30% годового стока Кубани составляет безвозвратное водопотребление, что влечет за собой недостаточное обводнение в кубанских лиманах и ухудшение гидрохимического режима ввиду значительного сброса загрязненных вод с рисовых систем и резко снижает потенциал самоочищения среды.
Экологические проблемы муниципального образования г. Краснодара, как территориальной единицы Краснодарского края, всегда выделяли его среди других районов края и относительно среднекраевого уровня по ключевым показателям антропогенного воздействия. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются: автомобильный транспорт, объекты теплоэнергетики (ТЭЦ и котельные), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, полигоны ТБО и несанкционированные свалки. Всего на территории города хозяйственную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, осуществляют более 40 тысяч субъектов различных форм собственности.
I. Загрязнение воздуха - наиболее распространенный показатель, как правило, в наибольшей степени отражающий уровень экологической напряженности территории для Краснодарского края, не является ключевым, т.к. выбрасывает от 0,4 до 0,9% валового загрязнения РФ. Объем выбросов от стационарных источников сократился с 306 тыс. т в 1990 г. до 80 тыс. т в 1998 г., а затем после дефолта на основе компенсационного подъема в промышленности вновь вырос до 108 тыс. т к 2002 г. и до 113 в 2005 г. Тренды муниципального образования Краснодар ближе к общероссийским.
Рис. 2.29. Индексы промышленного производства и валового загрязнения атмосферы (в % к предыдущему году)*
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Рис. 2.30. Динамика атмосферного загрязнения*
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Процессы, формирующие экологическую ситуацию в Краснодаре, как и в большинстве российских городов в 1990-е гг., неоднозначны и не совпадают с мировыми тенденциями. Определяющее влияние на экологическую ситуацию оказывала не природоохранная политика, а макроэкономическая ситуация и фактор структурной перестройки экономики. Сокращение загрязнения (особенно объем сточных вод и твердых отходов) происходило значительно медленнее, чем спад промышленного производства, что явилось следствием "утяжеления" структуры экономики, резкого обострения проблем воспроизводства производственных фондов, их технологической деградации, неполной, а следовательно, неэффективной и ресурсоемкой загрузки мощностей. К тому же значительные объемы загрязнения (особенно водного), формирующиеся в коммунально-бытовом секторе, потребности которого практически не снижаются в условиях кризиса.
В Краснодаре, сохранившем к пику кризиса только треть выбросов начала переходного периода, выбросы начали расти только с 2000 г. Во-первых, раньше других компенсационный подъем в промышленности затронул импортозамещающие отрасли, прежде всего пищевую промышленность, с минимальным удельным загрязнением. Эта тенденция, характерная для всей страны в целом, наиболее ярко проявилась в регионах Северного Кавказа, а среди городов - максимально в Ростове-на-Дону и Краснодаре. Во-вторых, в кризисных условиях произошла внутренняя структурная перестройка (все предприятия ликвидировали наиболее старую часть фондов, а относительно успешные частично реконструировали производство. В-третьих, с 1999 г. приток доходов от подорожавшей нефти позволял насыщать экономику ликвидностью, поднял ее монетизацию с 14% в 1998-м до 21% в 2003-м. Экономика буквально "впитывала" эти деньги, росли активы банков, легче стало получить кредит, начался рост инвестиций (в основном из прибыли предприятий). Но этот процесс в последние годы замедлился в условиях растущих инвестиционных рисков. В Краснодарском крае это затронуло в большей степени Туапсе, но и Краснодар, как столицу края.
И хотя загрязнение растет меньшими темпами, чем объем промышленного производства (т.е. удельное показатели, наиболее подходящие для оценки структурно-технологических тенденций в экономике, сокращаются), негативные тенденции переходного периода преодолеть пока не удается, напротив, в определенной степени они даже нарастают. В частности, это проявляется в том, что небольшое снижение валового загрязнения атмосферы г. Краснодара 2002 - 2004 гг. вновь сменилось ростом выбросов в атмосферу в 2005 г. Темп этого роста (24%) не позволяет говорить о случайности данного явления.
Среди городов края Краснодар характеризуется самой положительной динамикой удельных выбросов, что, очевидно, является важнейшим конкурентным преимуществом на сегодняшний день. Бесспорным преимуществом МО Краснодар является сокращение и без того невысоких удельных выбросов в атмосферу (кг в расчете на 1000 руб. промышленной продукции в сопоставимых ценах) (рис. 4). Однако надо иметь в виду, что удельные выбросы всегда (для всех городов страны) тем меньше, чем крупнее город, что, видимо, проявление "двойного эффекта" от создания комплексов производств в промзонах с единой инфраструктурой, одной ТЭЦ (котельной) и пр. Однако, очевидно, что и этот эффект уже во многом исчерпан, потому что темпы сокращения удельных выбросов в Краснодаре замедлились, как и в подавляющем большинстве крупнейших городов России, а в 2005 г. даже выросли.
Таким образом, с учетом выбросов автотранспорта роль Краснодара в атмосферном загрязнении края существенно увеличивается. Поэтому наиболее остро стоит проблема загрязнения атмосферного воздуха в городах Краснодар и Новороссийск; среднегодовая концентрация формальдегида в этих городах составила соответственно 5 и 7 ПДК, фенола - до 4,8 ПДК (г. Краснодар). В крае по-прежнему используются этилированные бензины. Это существенная проблема, т.к. в результате города и прибрежная зона загрязняются токсичными выбросами тетраэтилсвинца.
II. Водное загрязнение - ключевая экологическая проблема Краснодарского края и в отличие от воздушного загрязнения в этом направлении мало изменилось в переходный период. Качество поверхностных вод края формируется под воздействием сброса загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод от промышленных предприятий и объектов ЖКХ, поверхностного стока с сельхозугодий и территорий животноводческих комплексов, поступления загрязненных биогенными элементами и пестицидами сбросных вод оросительных систем.
Город Краснодар по сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, находясь на 37 месте среди 116 городов Российской Федерации с численностью постоянного населения 100 и более тысяч человек. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты 78,3 млн. м3, в том числе 4,4 без очистки (по данному количеству город находится на 51 месте и на 59 месте по доле стоков без очистки.
Рис. 2.31. Характер динамики уровней утилизации сточных вод по городам Краснодарского края (размер значка пропорционален объему сточных вод)*