Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР ДО 2020 ГОДА

§ 2. Эффективное управление земельными ресурсами


Несмотря на хорошие показатели формирования доходов муниципалитета от земных активов, резервы для их улучшения есть. Доходы можно увеличить за счет оптимизации проводимой земельной политики. Решения по оптимизации земельной политики лежат в сфере:

1) уточнения налогооблагаемой базы по земле и приближения ее к рыночной стоимости;

2) дальнейшего развития земельных отношений на основе института аренды за счет преимущественного предоставления земель в аренду, в том числе на длительный срок, а не в собственность;

3) развития института инвестиционных контрактов при предоставлении земли для организации жилищного строительства;

4) отнесения к муниципальной собственности максимального количества земель при их разграничении по формам собственности;

5) изменения структуры землепользования в сторону увеличения земель, занятых деловой, торговой и элитной жилой застройкой в центральных частях города, и многоэтажной застройкой - на периферии;

6) включения экологического фактора в городскую земельную политику и охраны земли как ценного природного ресурса;

7) сохранения исторического облика центральных районов города.

Каждое направление может быть коротко охарактеризовано следующими положениями:

1. Уточнение налогооблагаемой базы и приближение ее к рыночной стоимости.

Важность и значимость данной проблемы для города и муниципалитета состоит в том, что кадастровая оценка определяет налогооблагаемую базу по земле, и на ее основе происходит расчет как земельного налога, так и выкупной цены земли при приватизации. Сейчас из-за недостатков методической базы кадастровые оценки самых дорогих земель центральной части города занижены по сравнению с их рыночной стоимостью. В результате город недобирает доходы от земельного налога и теряет значительные суммы при приватизации земли по фиксированным ставкам, установленным краевым законодательством на основе федерального законодательства.

2. Дальнейшего развития земельных отношений на основе аренды.

Передача земель не в собственность, а в аренду может помочь муниципалитету не только сохранить контроль за использованием земельных ресурсов, но и значительно увеличить доходы от земли, так как муниципалитет сможет сам определять и регулировать: а) размер арендной платы, б) предоставлять землю в аренду посредством продажи права аренды на торгах на основе максимального предложения общей суммы платы за это право, а не налоговой платы, как это происходит сейчас, в) применять институт регулирования землепользования посредством включения в договоры аренды определенных требований и неустоек за их невыполнение.

В настоящее время муниципалитет несет значительные потери из-за: а) приватизации земли и б) продажи права на заключение договора аренды с начальной ценой годовой арендной платы. В первом случае предприятия и организации, выплатив за приватизацию сумму значительно ниже рыночной цены земли, переходят с высокой арендной платы на низкий земельный налог, величина которого в силу установления кадастровой стоимости федеральными структурами не на основе рыночной стоимости, не может быть поднята до приемлемой для муниципалитета арендной платы.

Во втором случае застройщик берет земельный участок в аренду на время строительства. Это позволяет застройщикам не выплачивать городу всю земельную ренту, а ограничиваться только платежами во время строительства объекта и получать самому доход от невыплаченной муниципалитету земельной ренты при продаже квартир в собственность. Переход к торгам, на которых начальной ценой будет право аренды, позволит муниципалитету получать более адекватную земельной ренте плату за предоставление земли в аренду.

3. Развитие института инвестиционных контрактов при предоставлении земли для организации жилищного строительства.

Институт инвестиционных контрактов позволяет муниципальным властям получать максимальный доход и иные выгоды от предоставления земельных участков для коммерческого жилищного строительства как на торгах, так и на оговоренных условиях. В качестве таких условий и одновременно формы изъятия земельной ренты может выступать передача муниципалитету части квартир или денежной суммы, равной их рыночной стоимости. Такой механизм хорошо отработан и действует во многих регионах России. Возможны и другие выгодные муниципалитету условия передачи земли инвесторам для дальнейшего коммерческого использования.

4. Отнесение к муниципальной собственности максимального количества земель при их разграничении по формам собственности.

В настоящее время часть земель в границах муниципального образования Краснодар не разграничена по формам собственности, что накладывает определенные ограничения на муниципальные власти по распоряжению землей. Как только муниципалитет станет собственником земель, у него исчезнут ограничения по распоряжению землей и выбору формы ее передачи в пользование. Данный механизм позволит в дальнейшем муниципалитету передавать земли в пользование на более выгодных условиях, чем это происходит сейчас.

5. Изменение структуры землепользования в сторону увеличения земель, занятых деловой, торговой и элитной жилой застройкой в центральных частях города, и многоэтажной застройкой - на периферии.

Муниципальное образование город Краснодар состоит из самого города Краснодара, имеющего городскую черту, и 29 сельских населенных пунктов. Общая площадь земель муниципального образования составляет 84136 га. Из них в городскую черту Краснодара входит 20070 га, или почти 24% от общей площади муниципального образования. Остальные 64066 га занимают земли сельских населенных пунктов (2491 га), земли сельскохозяйственного назначения (53455 га), земли промышленности, транспорта, связи (2551 га), земли лесного фонда (999 га) и земли водного фонда (4580 га). Особенностью структуры муниципального образования город Краснодар является преобладание земель сельскохозяйственного назначения, которые составляют 63,5% от всей площади муниципального образования, а также отсутствие земель запаса и земель особо охраняемых территорий.

Рис. 3.3. Структура земель муниципального образования г. Краснодар*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Структура землепользования города Краснодара характеризуется наличием земель жилой застройки (4072 га), общественно-деловой застройки (2136 га), промышленности (1054 га), общего пользования (5718 га), сельскохозяйственного использования (5055 га) и земель, не вовлеченных в градостроительную или иную деятельность (2035 га).

Рис. 3.4. Структура землепользования в г. Краснодаре*