Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР ДО 2020 ГОДА

§ 4. Малый бизнес


В современной мировой экономике все большее значение приобретает малый бизнес. Высокая адаптационная способность к изменению социально-экономических условий и конъюнктуры рынков делает малое предпринимательство необходимым элементом хозяйственной системы. В начале 1990-х гг. малое предпринимательство стало местом трудоустройства работников, высвобождаемых в госсекторе, представителей социально уязвимых групп населения, по сути, став амортизатором негативных социальных явлений, происходивших в стране. Малый бизнес занял те пустовавшие в плановом хозяйстве ниши, которые не хотел или не мог занять крупный бизнес - бытовое обслуживание населения, розничная торговля, сфера развлечений, консалтинг и др.

В Краснодаре в силу его экономико-географического положения (один из крупнейших городов Юга России, столица экономически благополучного Краснодарского края) малое предпринимательство развивалось более интенсивно, нежели в других регионах Юга РФ. В первую очередь из-за того, что Краснодар является в настоящее время крупнейшим на Северном Кавказе центром торговли, которая и стала основной сферой деятельности малого бизнеса (в 2006 г. более 84% всей произведенной субъектами малого бизнеса продукции). Появились малые промышленные предприятия, в основном, отколовшиеся от промышленных предприятий в результате реформ 90-х гг., ряд строительных предприятий, особую группу составили фермерские хозяйства.

В постперестроечные годы для Краснодара характерен процесс постоянного увеличения числа субъектов малого бизнеса и в том числе малых предприятий. За 2001 - 2006 г. их численность возросла с 8 до 11,5 тыс. А общая численность занятых в сфере малого бизнеса превысила 100 тыс. человек. При этом более 40% всех занятых работает в торговле и сфере общественного питания, более 18% занято в строительстве.

Суммарный объем производства продукции предприятиями малого бизнеса составляет 26 млрд. руб. (2006 г.), при этом более 21 млрд. производят предприятия торговли. На все остальные отрасли приходится лишь 15% производимой продукции. Максимальна значимость малого бизнеса в торговле и общественном питании (более 50% всей произведенной в отрасли продукции), а также в промышленности (14,1%) и строительстве (13,3%). В других же отраслях доля малого бизнеса не превышает 10%.

В то же время современные тенденции развития торговли и сферы обслуживания в городе отрицательно сказываются на положении малого бизнеса. Происходит постепенное вытеснение малых предприятий с рынка розничной торговли продуктами питания и бытовой техники. В городе открылись так называемые МОЛы (многофункциональные торгово-развлекательные центры): "Мосмарт", "Медиаплаза", "Стройград", "Меридиан", "Ашан" (строится), развиваются сети: "Эльдорадо", "Паттерсон"; активно расширяются основные конкуренты малых предприятий розничной торговли - сети "Магнит" (более 70-ти предприятий), "Пятерочка", "Перекресток", краснодарская сеть "Табрис", работающие в сегменте "магазин шаговой доступности". В дальнейшем с ростом доходов населения города и развитием автомобильного транспорта большая часть розничной торговли будет сосредоточена в крупных сетевых магазинах и гипермаркетах, а небольшие магазины сохранятся только в отдельных районах.

Одна из традиционных отраслей малого бизнеса - общественное питание развивается в городе достаточно медленно. Несмотря на то, что существующего количества предприятий общественного питания достаточно, и в среднесрочной перспективе его роста не ожидается, качество услуг не удовлетворяет потребностям всех категорий потребителей. Услуги общественного питания в городе достаточно стандартны и не слишком различаются в предприятиях одной ценовой категории. При этом большая часть предприятий относится к категории кафе.

Динамично развивается в городе сфера развлечений. На данном этапе это в первую очередь модернизация и появление новых кинотеатров, дискотек, появляются современные ночные клубы. Ощущается недостаток современных спортивных клубов, в том числе теннисных, гольф-клубов и др. Эти ниши в настоящее время еще не заполнены инвесторами, и малый бизнес должен сыграть важную роль в становлении разнообразной индустрии развлечений в городе.

Администрация города оказывает поддержку развитию малого предпринимательства. В городе уже создан целый ряд центров поддержки малого предпринимательства, где малым предприятиям бесплатно или за низкую плату оказываются консультационные, юридические, маркетинговые услуги. Создание подобных центров, безусловно, положительно сказывается на развитии малого бизнеса, в особенности инновационного, требующего особой поддержки. Тем не менее, количество малых предприятий использующих инфраструктуру бизнес-инкубаторов и центров поддержки пока ничтожно мало (около 200 - 300 малых предприятий).

Начинает развиваться еще один сегмент деятельности малого бизнеса - жилищно-коммунальное хозяйство. По новому жилищному кодексу все многоквартирные дома должны выбрать управляющую компанию, часть которых будет являться предприятиями малого бизнеса.

Основные проблемы современного развития малого предпринимательства в городе в целом совпадают с общероссийскими:

1. Бюрократические проблемы. Сложности при регистрации предприятий, необходимость предоставлять отчетность сразу в несколько инстанций, что для небольших предприятий особенно проблематично. Необходимость решения этих проблем уже осознана практически на всех уровнях власти.

2. Проблемы рынка сбыта продукции и услуг. Постепенно малый бизнес вытесняется из своей основной ниши - розничной торговли. В город приходят крупные торговые сети, постепенно уличная торговля и магазины шаговой доступности, специализированные несетевые магазины теряют своего покупателя. То же самое происходит с малыми предприятиями, работающими в строительстве.

3. Кадровые. Малый бизнес испытывает недостаток активных и квалифицированных управленческих кадров, способных осуществить модернизацию, искать новые рынки, оптимизировать работу предприятий. Одновременно квалификация сотрудников, работающих в сфере обслуживания населения, также не позволяет предприятиям выходить на новый уровень.

4. Финансовые. Субъектам малого бизнеса сложно получить кредит на развитие, ведь зачастую сумма кредита превышает стоимость основных фондов предприятия или личного имущества индивидуального предпринимателя, в результате банки не выдают кредит. Другая проблема - высокие процентные ставки. Малый бизнес - сфера высоких рисков невозврата кредита, соответственно банки повышают ставку и зачастую эффект от кредита "съедается" при выплате процентов.

Таким образом, большинство предприятий малого бизнеса города работают в сфере обслуживания населения (розничная торговля, низший и средний ценовые сегменты общественного питания, индивидуальное строительство). В настоящее время для малого бизнеса характерно экстенсивное развитие, т.е. рост количества предприятий, рост товарооборота без существенных качественных сдвигов. Лишь некоторые малые предприятия ищут новые ниши, развивают новые направления.

Табл. 2.33.