ГОРОДСКАЯ ДУМА КРАСНОДАРА XXXV ЗАСЕДАНИЕ ДУМЫ 4 СОЗЫВА

РЕШЕНИЕ

от 27 декабря 2007 года N 35 п.2

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР ДО 2020 ГОДА



В соответствии со статьей 31 Устава муниципального образования город Краснодар городская Дума Краснодара решила:

1. Утвердить стратегию социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2020 года (прилагается).

2. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.

3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комитет городской Думы Краснодара по финансам, бюджету и налогам (Дьяченко), комитет по вопросам местного самоуправления, связи с общественными организациями, со средствами массовой информации, миграционных, межнациональных и религиозных отношений, делам казачества и военнослужащих (Коломийцев).

Глава муниципального
образования город Краснодар
В.Л.ЕВЛАНОВ






Приложение
к решению городской
Думы Краснодара
от 27 декабря 2007 года N 35 п.2

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР ДО 2020 ГОДА


Концептуальные положения и стратегический анализ развития

Стратегия и ее реализация

ВВЕДЕНИЕ


Разработка Стратегии производилась коллективом авторов на основе следующих материалов:

- Иностранный и отечественный опыт развития городов, современные урбанистические теории и опыт составления стратегий развития в городах России.

- Проекты стратегий развития Российской Федерации, Краснодарского края, варианты стратегий, разработанных по г. Краснодар ранее, корректировка Генплана г. Краснодара, ФЦП, краевые и городские целевые программы, действующие в настоящее время.

- Анализ результатов социологических опросов, проводимых в г. Краснодаре (Центр социологических исследований МГУ и Московская высшая школа социальных и экономических наук) по проблемам высшего образования и проблемам межэтнических взаимодействий.

- Результаты общественной оценки качества высшего профессионального образования в вузах Юга России (Независимое рейтинговое агентство "РейтОР").

- Результаты фокус-групп по внутригородским административным округам Краснодара (Центр социологических исследований МГУ).

- Результаты специнтервью с референтными лицами из числа руководящих работников администрации муниципального образования г. Краснодар и администрация Краснодарского края (кафедра экономической и социальной географии России МГУ, ГУП "Агентство экономического развития Краснодарского края").

- Статистическая база данных, в т.ч. индикаторы, позволяющие дифференцировать территорию города по внутригородским административным округам (Госкомстат, данные муниципальной статистики).

В рамках социологического обеспечения исследовательского проекта "Разработка стратегии развития Краснодара до 2020 года" проведены фокус-группы с жителями Западного, Карасунского, Прикубанского и Центрального городских округов. Для участия в фокус-группах были отобраны представители различных категорий жителей Краснодара:

1. Молодежь в возрасте 18 - 30 лет (учащаяся и рабочая).

2. Работники промышленных и сельскохозяйственных предприятий города (25 - 45 лет).

3. Работники сферы обслуживания (25 - 45 лет).

4. Работники сферы образования, здравоохранения, культуры, муниципального управления (30 - 45 лет).

Каждая фокус-группа проводилась двумя специалистами Центра социологических исследований (модератор и аналитик). Число участников фокус-группы 8 - 11 человек. Продолжительность фокус-группы 1,5 - 2 часа. Ход фокус-групп фиксировался аудиозаписью.

Представленный документ состоит из двух томов и картографических приложений. В первом томе представлены две части: концептуальные положения стратегии и стратегический анализ развития Краснодара. Эта часть содержит диагностику различных сфер социально-экономической жизни города, интегральный SWOT-анализ. Второй том включает в себя третью - пятую части. Третья часть показывает мнение жителей Краснодара по вопросам разработки стратегии. В четвертой части предложены сценарии и индикаторы развития. В пятой части раскрываются ключевые механизмы реализации стратегии, приводится список первоочередных мероприятий, описывается образ будущего города в 2020 году (ожидаемые результаты реализации стратегии) и прогнозируется динамика ключевых индикаторов.

Часть 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ

Раздел 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР В РОССИИ И КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ


Территория муниципального образования г. Краснодар составляет 841,4 кв. км. В городе проживает 778,9 тысячи человек (2006 г.). Плотность населения - 926,6 человека на 1 кв. км. По этим показателям город занимает 42 место в России, 1 место среди городов и 2 место среди районов Краснодарского края. В городе проживают представители 120 национальностей, представлены крупные диаспоры (армянская, адыгская).

Город находится на Кубано-Приазовской (Прикубанской) низменности на высотах 200 - 250 м над уровнем моря. Исторический центр города - место на правом берегу реки Кубань у впадения притока Карасун.

Климат умеренно-континентальный. Среднегодовая температура в Краснодаре положительная: +10,8°C. Средняя температура января: +0,9°C; средняя температура июля: +24,3°C. Годовое количество осадков доходит до 500 мм на правобережье Кубани; преобладают ветры восточной составляющей, которые в весенне-летний период носят суховейный характер, приводя иногда к возникновению пыльных бурь; в летний период увеличивается повторяемость западных влагонесущих потоков.

Краснодар - крупный город, находящийся на одной географической параллели с северной Италией и южной Францией. Через Краснодар как региональный центр реализуются внешнеэкономические интересы России в зоне Черноморского и Средиземноморского бассейнов. В будущем Краснодар может стать одним из "испытательных полигонов" новой инновационной экономики России и одним из первых городов России, совмещающих креативную среду для жизни и бизнеса.

Природа подарила Краснодару благоприятные условия, и это его главное преимущество. Одна из миссий Краснодара - возглавить список городов России с самой удобной средой для жизни людей.

Влияние регионального центра на всю территорию края очень велико. Ядро муниципального образования, современный Краснодар - крупный индустриальный, научный и культурный центр России. Он расположен в фокусе транспортных магистралей, связывающих центр РФ с портами Черного и Азовского морей; Закавказьем; курортами Черноморского побережья, имеются два аэропорта. На юго-востоке к городу примыкает Кубанское водохранилище.

В Краснодаре сосредоточена треть промышленного производства края. Промышленный потенциал города включает предприятия топливно-энергетического комплекса, станкостроения и приборостроения, деревообрабатывающей, легкой, пищевой отраслей и стройиндустрии. Однако меньший удельный вес в инвестициях и вводе жилых домов, говорит об определенном потенциале стагнации в перспективе. Не в последнюю очередь это связано и с одними из самых высоких значений в крае стоимости земли и недвижимости, что объективно выталкивает не только низко-, но среднерентабельные хозяйствующие субъекты и виды деятельности в пригородную зону. В свою очередь это дополнительно несет в себе потенциал перспективной депрессивности, иными словами, город вполне может пройти все эволюционные стадии, характерные для классических мировых городов Запада. Одна из миссий данной стратегии - используя опыт развитых стран, совершить качественный скачок в развитии, перейти к постиндустриальному типу.

В хозяйствах пригородной зоны Краснодара наблюдаются более высокие, чем в среднем по краю показатели урожайности зерновых культур, подсолнечника. Валовые сборы овощей самые высокие в крае, по сбору плодов и картофеля город на втором месте. Все это говорит о неизбежной острой конкуренции за землю и ресурсы между руральными и урбальными видами землепользования и деятельности, что требует специальных планировочных решений, направленных если не на оптимизацию пространственных отношений, то по крайней мере на достижение определенной компромиссности в использование общезначимых ресурсов.

Таблица 1.1.

Сопоставление численности населения Краснодара и Краснодарского края (1989 - 2007) (чел.)

┌═══════════════┬═══════┬═══════┬═══════┬═══════┬═══════┬════════┬════════‰
│               │ 1989  │ 2002  │ 2003  │ 2004  │ 2005  │  2006  │  2007  │
├═══════════════┼═══════┼═══════┼═══════┼═══════┼═══════┼════════┼════════┤
│Краснодарский  │4620876│5125221│5119857│5106259│5100250│5096572 │5101081 │
│край           │       │       │       │       │       │        │        │
├═══════════════┼═══════┼═══════┼═══════┼═══════┼═══════┼════════┼════════┤
│Город Краснодар│732049 │791354 │791648 │787648 │784005 │779663  │778976  │
└═══════════════┴═══════┴═══════┴═══════┴═══════┴═══════┴════════┴════════…

     ________________

<1> Данные по численности населения приведены: 1989 г. - по переписи на 12 января; 2002 г. - по переписи на 9 октября; 2003 - 2007 гг. - оценка на 1 января.

Демографическая ситуация может быть оценена как имеющая позитивный вектор, правда, наметившийся в последние годы миграционный отток снижает общую численность населения города. В последние годы в городе постоянно растет численность занятых в экономике, достигнув 45%, при стабильной доле пенсионеров (около 1/4) и низком уровне безработицы. Высокая занятость в экономике находит отражение в заработках (около 250 долл./месяц), превышающих среднекраевые.

Краснодар - центр образования и науки в крае. За последние десять лет численность студентов почти удвоилась (71,6 тыс. чел.). Вместе с тем очевидно, что унаследованная функциональная и архитектурно-планировочная структура города не рассчитана на подобные кардинальные трансформации. Это требует концептуального пересмотра градостроительной политики в этой области.

В Краснодаре более тысячи крупных и средних предприятий и около 7 тысяч малых. Промышленное производство последние пять лет устойчиво растет по большинству показателей.

Динамично растут инвестиции в основной капитал, ввод жилья, объем подрядных работ, что свидетельствует о достаточно позитивном будущем и дальнейшем нарастании отрыва краевого центра от других районов региона. Об этом же свидетельствует и наметившийся рост грузооборота на транспорте и достаточно высокий уровень автомобилизации. Розничный товарооборот на душу населения превышает совокупные доходы граждан, что свидетельствует о роли города, как общекраевого и межрегионального торгового центра. В городе один из самых низких в крае уровень износа основных фондов и высокий уровень обеспеченности бюджета собственными доходами (около 80%). В целом краевой центр можно обозначить как один из основных полюсов роста в регионе.

Краснодар - 2020 сохранит статус экономического центра Краснодарского края и Южного федерального округа, а также важнейшего на Юге России транспортного, логистического и торгового узла. Можно выделить следующие существующие и перспективные роли Краснодара в Краснодарском крае и России в целом.

a. Краснодар - региональный центр, замыкающий на себе многие социальные и управленческие функции.

b. Краснодар - экономический, культурный и инновационный центр юга России.

c. Краснодар - крупный транспортный узел юга России и ведущий логистический центр Краснодарского края.

d. Краснодар - это город, через который осуществляется контроль за стратегически важными российскими территориями

Раздел 2. ВКЛАД МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР В РЕАЛИЗАЦИЮ ЦЕЛЕЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ


По стратегии развития Краснодарского края приоритетная цель его развития на период до 2020 года - "реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов РФ на Юге страны и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края на основе создания потенциала опережающего развития".

Для реализации стратегической цели развития Краснодарского края определены следующие стратегические направления:

1. Кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, развитие человеческого потенциала края на основе повышения эффективности здравоохранения, образования и жилищного строительства.

2. Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста края на основе повышения его конкурентоспособности.

3. Создание потенциала опережающего (будущего) развития края для выполнения функции "опорного региона" в реализации целей федерального правительства на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества.

4. Повышение эффективности государственного регулирования социально-экономических процессов в крае на основе формирования систем стратегического управления, пространственного и территориального планирования.

В соответствии с Концепцией стратегии регионального развития России город Краснодар сможет внести существенный вклад в развитие Краснодарского края как один из полюсов роста. В будущем возможно превращение Краснодара в центр опережающего развития не только регионального, но и федерального масштаба.

Достоинством Краснодара как полюса роста является его потенциал не только к прямому вкладу в развитие края (за счет роста налогооблагаемой базы), но и к косвенному, мультипликативному вкладу.

В Краснодаре сосредоточены учреждения непроизводственной сферы краевого значения. Развитие здравоохранения, образования и науки, культуры и спорта в Краснодаре отражается на развитии этих сфер в крае в целом. В частности, динамичный рост качества и доступности высшего образования в городе приведет к увеличению человеческого капитала во всем Краснодарском крае, а развитие высоко квалифицированного здравоохранения (проведение сложных, нестандартных операций) внесет вклад в сокращение смертности.

Высока значимость города и в производственной сфере края. В частности, рост рынка труда в сфере промышленности может привлечь рабочие кадры из ближайших районов края, т.е. помочь в решении проблемы безработицы.

Город Краснодар может сыграть важную роль в подготовке и проведении зимней олимпиады в Сочи в 2014 году, а также в "постолимпийской конверсии" экономики края.

Раздел 3. ПРИНЦИПЫ И ЛОГИКА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ


Краснодар - город, где человеку "удобно" жить, в мире, который переходит от конкуренции фирм за рынки сбыта, через конкуренцию фирм за квалифицированную рабочую силу, к конкуренции городов за творческих профессионалов - основной ресурс и фактор производства постиндустриальной эпохи.

В этой связи первый принцип разработки стратегии - реализация конкурентных преимуществ муниципального образования.

Стратегия - это не формальный документ, а многофункциональный инструмент решения социально-экономических проблем, снижения рисков развития. Различные сценарии развития, прописанные в стратегии, показывают эффект от управленческих решений и могут быть веским аргументом при определении характера взаимодействия Краснодара с федеральным и региональным центром.

Таким образом, стратегия разрабатывалась исходя из двух ключевых принципов:

1. Реализация конкурентных преимуществ муниципального образования.

2. Решение социально-экономических проблем, снижения рисков развития.

В соответствии с этими принципами был написан каждый из отраслевых разделов стратегии.

В стратегии представлены два масштаба рассмотрения направлений развития: внутригородская микро-география Краснодара как успешного города и макро-география города-лидера в масштабах ЮФО. Причины успеха не во внешних факторах, а в городской среде и в политике городских властей.

Особенностью современного мирового процесса является глобализация, в рамках которой почти весь мир стал рынком транснациональных корпораций и мультинациональных банков. Концепция устойчивого развития возникла как ответ на угрозы глобализации и предполагает "самодостаточное" развитие, то есть такое, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества и развитию его в прежнем направлении. Международная конференция по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) рекомендовала странам - членам ООН разработать к 2002 г. ориентированные на устойчивость национальные стратегии.

Стратегия развития Краснодара до 2020 г. ориентирована на постепенное вхождение в постиндустриальную глобализованную экономику при обеспечении международных стандартов устойчивого развития.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»