ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2014 года N 209
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 21 МАРТА 2013 ГОДА N 105
В целях уточнения отдельных положений нормативного правового акта Чукотского автономного округа Правительство Чукотского автономного округа постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 21 марта 2013 года N 105 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) в Чукотском автономном округе" следующее изменение:
1) План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) в Чукотском автономном округе" изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению;
2) Приложение "Финансово-экономическое обоснование достижения целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 и от 28 декабря 2012 года N 1688" признать утратившим силу.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент социальной политики Чукотского автономного округа (Жукова А.Г.).
Председатель Правительства
Р.В.КОПИН
Приложение
к Постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 12 мая 2014 года N 209
"Согласовано
Заместитель Министра
труда и социальной защиты
Российской Федерации
А.В.ВОВЧЕНКО
14 марта 2013 года
Утвержден
Постановлением Правительства
Чукотского автономного округа
от 21 марта 2013 года
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ) В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ"
I. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ"
1. Основной целью реализации плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) в Чукотском автономном округе" является обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания.
Достижению данной цели будет способствовать:
модернизация системы социального обслуживания, основанная на совершенствовании законодательной и нормативной правовой базы, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости;
возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков, благотворителей и добровольцев;
внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг;
осуществление эффективного контроля за предоставлением социальных услуг;
реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, сокращению очередности на получение услуг социального обслуживания населения, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, при необходимости, в формате социального сопровождения;
решение кадровых проблем отрасли.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Чукотского автономного округа, обусловлены следующими обстоятельствами.
2.1. Действующие федеральные законы, регулирующие правоотношения в сфере социального обслуживания, не позволяют в полной мере удовлетворить потребности населения Чукотского автономного округа в социальных услугах высокого качества.
Повышению материального благополучия социально незащищенного населения Чукотского автономного округа будет способствовать введение оплаты проезда инвалидов, детей-инвалидов в регионах, имеющих только авиатранспортное сообщение. В силу высокой стоимости авиаперелетов решение данной проблемы силами регионов затруднительно. Данная категория обеспечивается проездом на санаторно-курортное лечение только при отсутствии противопоказаний для лечения в санаторных учреждениях. При наличии противопоказаний инвалиды лишены возможности оздоровления по путевке, предоставляемой в составе набора социальных услуг, и, соответственно, проезда к месту лечения, не имея собственных средств на оплату проезда для самостоятельного оздоровления.
2.2. В системе социального обслуживания Чукотского автономного округа наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующей напряженности и интенсивности их труда, наблюдается значительный отток кадров из социальной сферы.
Средняя заработная плата сотрудников Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Анадырский окружной психоневрологический интернат" по состоянию на 1 января 2014 года составила 46,4 тыс. рублей, или 66,1% к уровню среднемесячной заработной платы по Чукотскому автономному округу. Текучесть кадров среди младшего медицинского персонала составляет 9,2% от общего числа работающих, общая текучесть кадров учреждения составляет 42,0% от общего количества работающих.
В Государственном бюджетном учреждении "Чукотский окружной комплексный Центр социального обслуживания населения" средняя заработная плата сотрудников по состоянию на 1 января 2014 года составила 37,2 тыс. рублей, или 53,0% к уровню среднемесячной заработной платы по Чукотскому автономному округу. Общая текучесть кадров учреждения составляет 35,0% от общего количества работающих.
Средняя заработная плата работников Государственного казенного учреждения социального обслуживания "Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" по состоянию на 1 января 2014 года составила 46,8 тыс. рублей, или 66,7% к уровню среднемесячной заработной платы по Чукотскому автономному округу. Общая текучесть кадров учреждения составляет 40,8% от общего количества работающих.
2.3. Чукотский автономный округ относится к районам Крайнего Севера, отличается суровыми климато-метеорологическими условиями: низкие температуры, сопровождающиеся сильными ветрами зимой; короткое лето с невысокими положительными температурами; длительная полярная ночь.
Кроме специфичных климато-метеорологических условий, округ характеризуется самой низкой плотностью населения в Российской Федерации. Административно-территориальное устройство округа включает в себя 6 муниципальных районов, 1 городской округ, 44 поселения, из них 8 городских, 36 сельских. Треть населения (около 34%) проживает в малонаселенных (от 81 до 1255 человек) сельских поселениях, значительно отдаленных друг от друга и от районных центров, при слабо развитой и ненадежной системе транспортного сообщения: полном отсутствии наземного сообщения между населенными пунктами, сезонном характере водного сообщения. Основным видом транспорта на Чукотке является авиация.
В Чукотском автономном округе доля пенсионеров (на 1 января 2014 года - 14642 чел.) от общей численности населения (на 1 января 2014 года - 50560 чел.) составляет 29,0%, в том числе доля неработающих пенсионеров (на 1 января 2014 года - 5676 чел.) составляет 11,2%.
У пенсионеров, живущих в условиях Крайнего Севера, отсутствует возможность ведения подсобного личного хозяйства и возможность получать дополнительные доходы. У коренных малочисленных народов Севера развиты традиционные промыслы: оленеводство, охота, рыбалка, сезонная заготовка дикоросов. Прожиточный минимум пенсионера в Чукотском автономном округе для установления региональной социальной доплаты к пенсии установлен с 1 мая 2014 года в размере 15000 рублей. Тем не менее, пожилые люди испытывают материальные трудности в силу высокой стоимости продуктов питания, дороговизны лекарственных препаратов, тарифов на услуги и транспортные перевозки.
Особенно сложным является положение пенсионеров в возрасте старше 60 лет, что связано с ограниченными возможностями здоровья, психологической уязвимостью, материальными трудностями, снижением конкурентоспособности на рынке труда и утратой способности к получению дополнительных доходов к пенсии в виде заработной платы.
С 2014 года система социального обслуживания населения в округе представлена тремя учреждениями социального обслуживания, подведомственными Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа, которые предоставляют социальные услуги в стационарных и нестационарных условиях.
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в Чукотском автономном округе осуществляет Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Чукотский окружной психоневрологический интернат" (далее - стационарное учреждение).
В стационарном учреждении по состоянию на 1 января 2014 года проживает 97 клиентов социальной службы.
Стационарное учреждение нуждается в проведении текущего ремонта внутренних сетей водоснабжения и запорной арматуры с выполнением работ по вскрытию и восстановлению подвесных коробов и внутристенных каналов, а также в проведении косметического ремонта.
Содержание граждан в стационарном учреждении округа примерно в 3 - 3,5 раза превышает содержание граждан в аналогичных учреждениях, расположенных в районах с более благоприятными для проживания климатическими условиями (средняя стоимость содержания в учреждении одного человека в день составляет 2616 руб.).
В списках очередников на размещение в стационарное социальное учреждение состоит 11 человек (в 2012 году - 15 человек). До 2016 года планируется полностью сократить имеющуюся очередь. Граждане, нуждающиеся в проживании в стационарных учреждениях различного типа, ранее приехавшие в округ из других районов Российской Федерации, предпочитают выезд на проживание в стационарные учреждения с более благоприятными климатическими условиями. Округ сотрудничает на договорных условиях со стационарными учреждениями различного типа, расположенными в Омской области, и осуществляет оплату их проживания за счет средств окружного бюджета. На сегодняшний день возможности региона для заключения договоров ограничены в связи с тем, что в других регионах, как правило, существует очередность.
В учреждениях различного типа в Омской области по состоянию на 1 января 2014 года проживает 78 граждан, из них пожилых и инвалидов - 71 человек, 7 детей-инвалидов.
Нестационарное социальное обслуживание в округе осуществляет Государственное бюджетное учреждение "Чукотский окружной комплексный Центр социального обслуживания населения" (далее - Центр), которое предоставляет гражданам пожилого возраста и инвалидам срочное социальное обслуживание и надомное обслуживание. Детям и семьям, имеющим детей, предоставляются услуги психологов и социальных педагогов.
Организацию социального обслуживания осуществляют 7 филиалов Центра в районных центрах и 37 пунктов социального обслуживания в сельских поселениях округа. В каждом филиале работает отделение социального обслуживания и отделение помощи семье и детям. В составе пункта социального обслуживания - социальный работник и специалист по социальной работе.
Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, состоящих на социальном обслуживании, на 1 января 2014 года - 4372 гражданина, из них: неработающие пенсионеры - 2128 человек, инвалиды - 800 человек, граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, - 1444 человек.
В регионе численность семей, имеющих детей, на 1 января 2014 года составила 7 183 семьи. Из них: малоимущих семей - 2550, в них детей - 4184, многодетных семей - 806, в них детей - 2735. Семей, находящихся в социально опасном положении, - 298, количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 687, из них 47 проживают в окружном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Социальное обслуживание на дому 305 граждан пожилого возраста или инвалидов осуществляют 72 социальных работника. Нагрузка социальных работников по надомному обслуживанию - согласно нормативу на 2013 - 2014 годы: в городской местности один социальный работник обслуживает 8 клиентов социальной службы, в сельской местности - 4. С 2015 года планируется повышение показателя обслуживаемых граждан одним социальным работником для достижения к 2018 году среднего показателя по региону равного 6,0. Данный норматив обеспечит повышение интенсивности труда социальных работников и рост их заработной платы.
Социальное обслуживание на дому предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, получающим пенсию в размере от 100 до 250 процентов прожиточного минимума, на бесплатной основе.
Между Центром и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Чукотская окружная больница" заключен договор о совместной организации работы службы "Мобильная бригада". В общей сложности в регионе функционируют 34 мобильные бригады. В 2013 году осуществлено 755 выездов, на обслуживание бригад взято 220 человек, оказано услуг - 29489, в среднем, 11 услуг в месяц на человека. Мобильные службы осуществляют адресную, оперативную социальную помощь, социально-медицинскую помощь, а также лекарственное обеспечение.
Применение стационарозамещающих форм является для коренных малочисленных народов Чукотки наиболее приемлемым, так как большинство населенных пунктов Чукотского автономного округа малонаселенны, компактны, территориально значительно удалены друг от друга, не имеют устойчивых транспортных схем, что диктует выработку адаптированных к условиям проживания населения форм социального обслуживания, а также поддержку и развитие тех форм и методов, которые на практике уже подтвердили свою эффективность. Жители населенных пунктов по отношению друг к другу состоят в разной степени родства; сохраняется традиционный общинный уклад жизни коренных народов Чукотки. На территории сельских поселений работа с населением организована по "участковому принципу", что позволяет своевременно и оперативно актуализировать информацию о количестве нуждающихся в социальных услугах граждан, проживающих в конкретном сельском поселении, и их потребностях, оказывать комплексную социально-медицинскую и социально-реабилитационную помощь гражданам пожилого возраста без использования специальных транспортных средств. Кроме того, указанные формы являются финансово менее затратными и более доступными.
Государственное казенное учреждение социального обслуживания "Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - социально-реабилитационный центр) имеет в своей структуре: приемное отделение, отделение социально-правовой помощи и отделение социальной диагностики и реабилитации. Рассчитан на 7 групп с численностью воспитанников - 56 детей (5 групп длительного пребывания на 40 человек, 1 группа временного пребывания на 8 человек, 1 группа дневного пребывания на 8 человек).
На 1 января 2014 года в социально-реабилитационном центре функционируют 5 групп с численностью воспитанников 47 человек.
В 2007 году в здании социально-реабилитационного центра был проведен капитальный ремонт, в настоящее время в проведении текущего ремонта необходимости нет.
В 2013 году передано в семьи 35 воспитанников детского дома, в том числе 21 - в кровную семью.
Развивается система сопровождения выпускников образовательных организаций, специализированных учреждений для несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создан централизованный банк данных лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (выпускников образовательных организаций, специализированных учреждений для несовершеннолетних, а также ранее находящихся под опекой (попечительством), что позволяет своевременно выявлять лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в помощи при социализации и адаптации в условиях самостоятельной жизни.
В 2013 году из 5 выпускников социально-реабилитационного центра 4 выпускника продолжают обучение в профессиональных образовательных учреждениях округа.
2.4. Недостаточно развит рынок социальных услуг. Незначительно участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев. Все учреждения социального обслуживания, оказывающие социальные услуги, подведомственны Департаменту социальной политики Чукотского автономного округа.
3. Целями "дорожной карты" являются:
приведение региональной нормативной базы в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
повышение в 2017 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Чукотском автономном округе;
ликвидация очереди на получение социальных услуг к 2018 году;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания для получения социальных услуг.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты".
4.1. Подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания на основе детального анализа положения дел в сфере социального обслуживания Чукотского автономного округа и выявления существующих проблем в отрасли.
4.2. Принятие нормативной правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения.
4.3. Развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания населения.
В 2013 году издан Приказ Департамента социальной политики Чукотского автономного округа от 2 сентября 2013 года N 1046 "Об утверждении показателей оценки результативности и эффективности деятельности государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения".