ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 1997 года N 546
О КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 1998 - 2005 ГОДОВ
В целях осуществления единой государственной научно-технической и инновационной политики на территории Тульской области в интересах развития экономики области, преодоления кризисных явлений в научно-технической сфере, а также в соответствии со ст. 13 п. 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и в соответствии с рекомендациями коллегии комитета по науке администрации Тульской области постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию региональной научно-технической и инновационной политики Тульской области на период 1998 - 2005 годов (далее по тексту - Концепция).
2. Координацию работ по реализации Концепции возложить на комитет по науке администрации области (Шадский Г.В.).
3. Структурным подразделениям администрации области:
- осуществлять разработку и реализацию областных программ, проектов и мер государственной поддержки коммерческих организаций с учетом основных положений Концепции;
- до 31 декабря 1997 года представить в комитет по науке администрации области предложения по реализации Концепции.
4. Рекомендовать администрациям городов и районов области учитывать положения Концепции при разработке и реализации муниципальных программ и проектов, а коммерческим организациям - при планировании и осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности.
5. Контроль за выполнением Постановления возложить на первого заместителя губернатора области Богомолова В.А.
6. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор Тульской области
В.А.СТАРОДУБЦЕВ
КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 1998 - 2005 ГОДОВ
Тула 1997
Стр.
Введение..................................
1. Состояние научно-технической сферы Тульской
области..............................
2. Анализ сложившегося нормативно-правового
обеспечения в научно-технической и инновационной
сфере.............................
3. Региональные интересы и научно-техническая и
инновационная сфера.....................
4. Региональная научно-техническая и инновационная
политика Тульской области.........
4.1. Важнейшие принципы региональной научно-
технической и инновационной политики.
4.2. Цели и задачи региональной научно-технической
и инновационной политики.........
4.3. Проведение региональной научно-технической и
инновационной политики на различных этапах
инновационного процесса.....................
4.4. Развитие нормативно-правового обеспечения
научно-технической и инновационной
сферы...................................
5. Схема государственного управления научной,
научно-технической и инновационной
деятельностью на территории Тульской
области .......................................
Концепция региональной научно-технической и инновационной политики Тульской области разработана в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" и Постановлением губернатора - главы администрации Тульской области от 10 февраля 1997 года N 54 "О мерах по реализации решений областного совещания по вопросам развития научно-технической и инновационной деятельности".
Региональная научно-техническая и инновационная политика Тульской области - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства на региональном уровне к научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Тульской области в сфере науки, техники и реализации достижений науки и техники на территории области.
Необходимость разработки Концепции региональной научно-технической политики Тульской области обусловлена с одной стороны значительным влиянием науки на экономическую деятельность, политическую культуру населения, защищенность личности и общества от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов, а с другой стороны передачей в ведение субъектов Российской Федерации значительного объема полномочий в области формирования и реализации государственной научно-технической политики.
В Тульской области действует более 50 научных предприятий и организаций. В том числе работают 18 научно-исследовательских институтов, 12 конструкторско-технологических организаций, 5 проектных и изыскательских организаций, 7 высших учебных заведений, несколько крупных научных подразделений в составе промышленных предприятий.
В научно-технической сфере работает более 14 тысяч человек, что составляет 2 процента от всех занятых в народном хозяйстве области.
В сфере науки и научного обслуживания действует около 300 малых предприятий, на которых занято около 3 тысяч человек. Эти предприятия имеют годовой объем производства продукции и выполнения работ 45,1 млрд. рублей.
Основные научные силы в Тульской области сосредоточены в городах Туле и Новомосковске.
Очень высок удельный вес отраслевого сектора науки (87 процентов организаций, 97 процентов объема работ). В отраслевой науке занята большая часть научных кадров области, при этом проблематика научных исследований в высших учебных заведениях в основном также имеет отраслевую направленность.
Для Тульской области характерна концентрация специалистов высшей квалификации в учебных заведениях. Доля докторов и кандидатов наук, работающих в высших учебных заведениях значительно выше, чем в среднем по России (22 процента против 5,5 процента). Доля академической науки мала: на территории Тульской области находятся две малочисленные организации Академии наук: НИИ сельского хозяйства (г. Плавск) и научно-исследовательский центр "Плазматех" (г. Новомосковск).
Качественный состав научных работников в Тульской области существенно отличается от среднероссийского: доля кадров высшей квалификации составляет около 6 процентов от общей численности специалистов, занимающихся научной работой, что почти втрое ниже, чем в среднем по России.
Из числа специалистов, занимающихся научно-техническими работами, 82 процента работает в сфере технических наук. Наибольший удельный вес в технических науках составляют специалисты, занимающиеся машиностроением, информатикой, вычислительной техникой и автоматизацией производственных процессов, радиотехникой и связью.
Около 65 процентов сотрудников работает в научных организациях оборонной промышленности и выполняют около 80 процентов всего объема научно-технических работ.
В силу исторически сложившейся структуры научный потенциал области был слабо ориентирован на решение региональных задач, актуальность которых возросла с переходом к рыночным отношениям.
Слабо проявляется влияние науки в металлургии, химии, сельском хозяйстве, сфере материально-технического снабжения, торговли, общественного питания, легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности и в области охраны окружающей среды. Эти отрасли нуждаются в привлечении научных сил, идей и технических разработок извне.
В настоящее время научные организации области, особенно средние и малые, находятся в трудном финансово-экономическом положении, что в первую очередь повлияло на кадровый состав. Неудовлетворенные своим положением лучшие специалисты стали покидать свои научные организации в большинстве случаев жертвуя профессией и опытом. Уходят наиболее квалифицированные и достаточно молодые (до 40 лет) сотрудники, потенциально наиболее готовые к переквалификации.
Доля работающих в научно-технической сфере и предпенсионного возраста составляет около 60 процентов.
Изобретатели и рационализаторы в своем значительном большинстве защищали свои изобретения авторскими свидетельствами, а не патентами, имеющими в отличии от авторских свидетельств собственников. В связи с этим необходимо их обучение приемам работы в новых условиях хозяйствования, а также создание территориального консультационного центра по оказанию патентных услуг, оценки промышленной собственности, защите интересов авторов и патентообладателей.
Без привлечения к работе в таком центре квалифицированных специалистов, а именно официально аттестованных патентных поверенных, которых в Тульской области всего 4 человека, трудно рассчитывать на быструю защиту изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков.
К тому же резко возросли затраты на процедуру патентования объектов промышленной собственности, включая уплату патентных пошлин, что не позволяет в полной мере защищать национальный приоритет на результаты научных исследований.
В результате количество регистрируемых по Тульской области изобретений в последние годы сократилось более чем в 10 раз. При этом в отдельных отраслях народного хозяйства, являющихся жизненно важными для региона, таких как строительство, сельское хозяйство на протяжении последних лет изобретения вообще не регистрируются.
Существующая на территории области инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности пока слабо ориентирована на работу в рыночных условиях. Отсутствуют или недостаточно развиты такие важнейшие ее элементы как фонд научно-технического развития, центр экспертизы в научно-технической сфере, территориальный консультационный центр по оказанию патентных услуг, оценки промышленной собственности, защите интересов авторов и патентообладателей (патентный пул), центр бизнес-планирования инновационной деятельности и др.
Сложившаяся за годы проведения реформы неблагоприятная экономическая обстановка негативно отразилась на научно-техническом потенциале области. Слабость его поддержки со стороны государства, в т.ч. на региональном уровне привели к резкому снижению эффективности работы.
В последние годы объемы выполняемых научно-технических работ по Тульской области стабилизировались, но на крайне низком уровне (около 50 процентов от уровня 1991 года).
При этом производительность труда в научно-технической сфере составляет примерно 50 процентов от уровня 1991 года, а фондоотдача упала более чем в пять раз.
Снижение результативности научно-технических работ фактически предопределило уменьшение эффективности осуществления инновационной деятельности: так доля инновационной продукции в промышленности сократилась почти в пять раз.
Подавляющая часть затрат на инновации была сделана в машиностроении, а в таких отраслях промышленности как топливная, черная металлургия, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая, пищевая затраты на инновации составили менее одного процента от общих затрат по области. При этом доля государственного участия в финансировании технологических инноваций на территории области, как из федеральных, так и региональных источников составляет чуть больше одного процента.
При таком незначительном участии государства в финансировании инновационной деятельности на территории области невозможно обеспечить ее эффективное государственное управление.
Снижение в последние годы эффективности научно-технической и инновационной деятельности безусловно, наряду с другими неблагоприятно влияющими факторами, отрицательно повлияло на сложившуюся к 1997 году ситуацию в экономике Тульской области.
Возможные формы, направления, методы проведения региональной научно-технической и инновационной политики Тульской области, а также степень ее влияния на социально-экономическую ситуацию в регионе в значительной степени зависит от развитости, состава и содержания нормативно-правового обеспечения в научно-технической и инновационной сфере.
Разделение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам науки предусмотрено в Конституции Российской Федерации.
Статья 72 (пункт Е) Конституции Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации "общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта".
Базовыми документами нормативно-правового обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности являются Доктрина о развитии российской науки и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике".
Однако, эти документы недостаточно полно регулируют вопросы осуществления инновационной деятельности.
В Российской Федерации в настоящее время создана система законодательства в сфере интеллектуальной собственности, в основе своей соответствующая принципиальным положениям законодательства стран - членов Всемирной организации интеллектуальной собственности. Это Патентный закон Российской Федерации, закон об авторском праве и смежных правах, о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных, о правовой охране топологий интегральных микросхем и другие законы, регулирующие вопросы охраны интеллектуальной собственности. В то же время отсутствие федеральных законов о секретных изобретениях, о служебных изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах существенно сдерживает дальнейшее развитие общегосударственной системы защиты и эффективного использования технических достижений предприятий, организаций и специалистов Тульской области как основы рыночных отношений в сфере интеллектуальной собственности.
В настоящее время требуют уточнения отдельные положения базовых законов "Об авторском праве и смежных правах" и Патентного закона Российской Федерации, принятых в 1992 году, в связи с более поздним принятием Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса.
Такие вопросы, как особенности налогообложения и предоставления льгот при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности, содержание договоров о выполнении научно-технических разработок и правовые последствия их выполнения, охрана секретов производства (ноу - хау), защита имущественных интересов работодателя в гражданско-правовом порядке в случае причинения ему ущерба работником, разгласившим коммерческую тайну регулируются налоговым законодательством и Гражданским кодексом Российской Федерации.