ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 1997 года N 546

О КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 1998 - 2005 ГОДОВ

В целях осуществления единой государственной научно-технической и инновационной политики на территории Тульской области в интересах развития экономики области, преодоления кризисных явлений в научно-технической сфере, а также в соответствии со ст. 13 п. 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и в соответствии с рекомендациями коллегии комитета по науке администрации Тульской области постановляю:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию региональной научно-технической и инновационной политики Тульской области на период 1998 - 2005 годов (далее по тексту - Концепция).

2. Координацию работ по реализации Концепции возложить на комитет по науке администрации области (Шадский Г.В.).

3. Структурным подразделениям администрации области:

- осуществлять разработку и реализацию областных программ, проектов и мер государственной поддержки коммерческих организаций с учетом основных положений Концепции;

- до 31 декабря 1997 года представить в комитет по науке администрации области предложения по реализации Концепции.

4. Рекомендовать администрациям городов и районов области учитывать положения Концепции при разработке и реализации муниципальных программ и проектов, а коммерческим организациям - при планировании и осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности.

5. Контроль за выполнением Постановления возложить на первого заместителя губернатора области Богомолова В.А.

6. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Губернатор Тульской области
В.А.СТАРОДУБЦЕВ



Приложение
к Постановлению губернатора
Тульской области
от 08.12.97 N 546

КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 1998 - 2005 ГОДОВ


Тула 1997

СОДЕРЖАНИЕ



                                                                Стр.

        Введение..................................

1. Состояние научно-технической сферы Тульской

        области..............................

2. Анализ сложившегося нормативно-правового

        обеспечения в научно-технической и инновационной

        сфере.............................

3. Региональные интересы и научно-техническая и

        инновационная сфера.....................

4. Региональная научно-техническая и инновационная

        политика Тульской области.........

4.1. Важнейшие принципы региональной научно-

          технической и инновационной политики.

4.2. Цели и задачи региональной научно-технической

          и инновационной политики.........

4.3. Проведение региональной научно-технической и

          инновационной политики на различных этапах

          инновационного процесса.....................

4.4. Развитие нормативно-правового обеспечения

          научно-технической  и инновационной

          сферы...................................

5. Схема государственного управления научной,

        научно-технической  и  инновационной

        деятельностью на территории Тульской

        области .......................................

ВВЕДЕНИЕ


Концепция региональной научно-технической и инновационной политики Тульской области разработана в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" и Постановлением губернатора - главы администрации Тульской области от 10 февраля 1997 года N 54 "О мерах по реализации решений областного совещания по вопросам развития научно-технической и инновационной деятельности".

Региональная научно-техническая и инновационная политика Тульской области - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства на региональном уровне к научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Тульской области в сфере науки, техники и реализации достижений науки и техники на территории области.

Необходимость разработки Концепции региональной научно-технической политики Тульской области обусловлена с одной стороны значительным влиянием науки на экономическую деятельность, политическую культуру населения, защищенность личности и общества от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов, а с другой стороны передачей в ведение субъектов Российской Федерации значительного объема полномочий в области формирования и реализации государственной научно-технической политики.


1. Состояние научно-технической сферы Тульской области


В Тульской области действует более 50 научных предприятий и организаций. В том числе работают 18 научно-исследовательских институтов, 12 конструкторско-технологических организаций, 5 проектных и изыскательских организаций, 7 высших учебных заведений, несколько крупных научных подразделений в составе промышленных предприятий.

В научно-технической сфере работает более 14 тысяч человек, что составляет 2 процента от всех занятых в народном хозяйстве области.

В сфере науки и научного обслуживания действует около 300 малых предприятий, на которых занято около 3 тысяч человек. Эти предприятия имеют годовой объем производства продукции и выполнения работ 45,1 млрд. рублей.

Основные научные силы в Тульской области сосредоточены в городах Туле и Новомосковске.

Очень высок удельный вес отраслевого сектора науки (87 процентов организаций, 97 процентов объема работ). В отраслевой науке занята большая часть научных кадров области, при этом проблематика научных исследований в высших учебных заведениях в основном также имеет отраслевую направленность.

Для Тульской области характерна концентрация специалистов высшей квалификации в учебных заведениях. Доля докторов и кандидатов наук, работающих в высших учебных заведениях значительно выше, чем в среднем по России (22 процента против 5,5 процента). Доля академической науки мала: на территории Тульской области находятся две малочисленные организации Академии наук: НИИ сельского хозяйства (г. Плавск) и научно-исследовательский центр "Плазматех" (г. Новомосковск).

Качественный состав научных работников в Тульской области существенно отличается от среднероссийского: доля кадров высшей квалификации составляет около 6 процентов от общей численности специалистов, занимающихся научной работой, что почти втрое ниже, чем в среднем по России.

Из числа специалистов, занимающихся научно-техническими работами, 82 процента работает в сфере технических наук. Наибольший удельный вес в технических науках составляют специалисты, занимающиеся машиностроением, информатикой, вычислительной техникой и автоматизацией производственных процессов, радиотехникой и связью.

Около 65 процентов сотрудников работает в научных организациях оборонной промышленности и выполняют около 80 процентов всего объема научно-технических работ.

В силу исторически сложившейся структуры научный потенциал области был слабо ориентирован на решение региональных задач, актуальность которых возросла с переходом к рыночным отношениям.

Слабо проявляется влияние науки в металлургии, химии, сельском хозяйстве, сфере материально-технического снабжения, торговли, общественного питания, легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности и в области охраны окружающей среды. Эти отрасли нуждаются в привлечении научных сил, идей и технических разработок извне.

В настоящее время научные организации области, особенно средние и малые, находятся в трудном финансово-экономическом положении, что в первую очередь повлияло на кадровый состав. Неудовлетворенные своим положением лучшие специалисты стали покидать свои научные организации в большинстве случаев жертвуя профессией и опытом. Уходят наиболее квалифицированные и достаточно молодые (до 40 лет) сотрудники, потенциально наиболее готовые к переквалификации.

Доля работающих в научно-технической сфере и предпенсионного возраста составляет около 60 процентов.

Изобретатели и рационализаторы в своем значительном большинстве защищали свои изобретения авторскими свидетельствами, а не патентами, имеющими в отличии от авторских свидетельств собственников. В связи с этим необходимо их обучение приемам работы в новых условиях хозяйствования, а также создание территориального консультационного центра по оказанию патентных услуг, оценки промышленной собственности, защите интересов авторов и патентообладателей.

Без привлечения к работе в таком центре квалифицированных специалистов, а именно официально аттестованных патентных поверенных, которых в Тульской области всего 4 человека, трудно рассчитывать на быструю защиту изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков.

К тому же резко возросли затраты на процедуру патентования объектов промышленной собственности, включая уплату патентных пошлин, что не позволяет в полной мере защищать национальный приоритет на результаты научных исследований.

В результате количество регистрируемых по Тульской области изобретений в последние годы сократилось более чем в 10 раз. При этом в отдельных отраслях народного хозяйства, являющихся жизненно важными для региона, таких как строительство, сельское хозяйство на протяжении последних лет изобретения вообще не регистрируются.

Существующая на территории области инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности пока слабо ориентирована на работу в рыночных условиях. Отсутствуют или недостаточно развиты такие важнейшие ее элементы как фонд научно-технического развития, центр экспертизы в научно-технической сфере, территориальный консультационный центр по оказанию патентных услуг, оценки промышленной собственности, защите интересов авторов и патентообладателей (патентный пул), центр бизнес-планирования инновационной деятельности и др.

Сложившаяся за годы проведения реформы неблагоприятная экономическая обстановка негативно отразилась на научно-техническом потенциале области. Слабость его поддержки со стороны государства, в т.ч. на региональном уровне привели к резкому снижению эффективности работы.

В последние годы объемы выполняемых научно-технических работ по Тульской области стабилизировались, но на крайне низком уровне (около 50 процентов от уровня 1991 года).

При этом производительность труда в научно-технической сфере составляет примерно 50 процентов от уровня 1991 года, а фондоотдача упала более чем в пять раз.

Снижение результативности научно-технических работ фактически предопределило уменьшение эффективности осуществления инновационной деятельности: так доля инновационной продукции в промышленности сократилась почти в пять раз.

Подавляющая часть затрат на инновации была сделана в машиностроении, а в таких отраслях промышленности как топливная, черная металлургия, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая, пищевая затраты на инновации составили менее одного процента от общих затрат по области. При этом доля государственного участия в финансировании технологических инноваций на территории области, как из федеральных, так и региональных источников составляет чуть больше одного процента.

При таком незначительном участии государства в финансировании инновационной деятельности на территории области невозможно обеспечить ее эффективное государственное управление.

Снижение в последние годы эффективности научно-технической и инновационной деятельности безусловно, наряду с другими неблагоприятно влияющими факторами, отрицательно повлияло на сложившуюся к 1997 году ситуацию в экономике Тульской области.

2. Анализ сложившегося нормативно-правового обеспечения научно-технической и инновационной сферы


Возможные формы, направления, методы проведения региональной научно-технической и инновационной политики Тульской области, а также степень ее влияния на социально-экономическую ситуацию в регионе в значительной степени зависит от развитости, состава и содержания нормативно-правового обеспечения в научно-технической и инновационной сфере.

Разделение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам науки предусмотрено в Конституции Российской Федерации.

Статья 72 (пункт Е) Конституции Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации "общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта".

Базовыми документами нормативно-правового обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности являются Доктрина о развитии российской науки и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике".

Однако, эти документы недостаточно полно регулируют вопросы осуществления инновационной деятельности.

В Российской Федерации в настоящее время создана система законодательства в сфере интеллектуальной собственности, в основе своей соответствующая принципиальным положениям законодательства стран - членов Всемирной организации интеллектуальной собственности. Это Патентный закон Российской Федерации, закон об авторском праве и смежных правах, о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных, о правовой охране топологий интегральных микросхем и другие законы, регулирующие вопросы охраны интеллектуальной собственности. В то же время отсутствие федеральных законов о секретных изобретениях, о служебных изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах существенно сдерживает дальнейшее развитие общегосударственной системы защиты и эффективного использования технических достижений предприятий, организаций и специалистов Тульской области как основы рыночных отношений в сфере интеллектуальной собственности.

В настоящее время требуют уточнения отдельные положения базовых законов "Об авторском праве и смежных правах" и Патентного закона Российской Федерации, принятых в 1992 году, в связи с более поздним принятием Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса.

Такие вопросы, как особенности налогообложения и предоставления льгот при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности, содержание договоров о выполнении научно-технических разработок и правовые последствия их выполнения, охрана секретов производства (ноу - хау), защита имущественных интересов работодателя в гражданско-правовом порядке в случае причинения ему ущерба работником, разгласившим коммерческую тайну регулируются налоговым законодательством и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»