(с изменениями на 21 мая 2020 года)
(в ред. распоряжения правительства Тульской области от 21.05.2020 N 356-р)
В целях определения приоритетов долгосрочной инвестиционной политики Тульской области, а также в целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата на территории Тульской области, в соответствии со статьей 48 Устава (Основного Закона) Тульской области:
(в ред. распоряжения правительства Тульской области от 21.05.2020 N 356-р)
1. Утвердить Инвестиционную стратегию Тульской области до 2030 года (приложение).
2. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Первый заместитель губернатора
Тульской области - председатель
правительства Тульской области
Ю.М.АНДРИАНОВ
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. распоряжения правительства Тульской области от 21.05.2020 N 356-р)
Инвестиционная стратегия Тульской области (далее - Стратегия) представляет собой плановый документ, определяющий долгосрочные цели, задачи и ожидаемые результаты деятельности исполнительных органов государственной власти области по созданию благоприятного инвестиционного климата в Тульской области и акцентирует внимание на инвестициях как ключевом элементе в системе стратегических целей и задач Тульской области.
Стратегия разработана на период до 2030 года на основе положений:
б) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
в) Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р;
г) Программы социально-экономического развития Тульской области до 2015 года, утвержденной Законом Тульской области от 7 мая 2011 года N 1560-ЗТО.
Главной стратегической целью инвестиционной политики Тульской области является создание благоприятного инвестиционного климата в регионе для активизации предпринимательской деятельности, обеспечение устойчивого экономического роста и создание комфортных условий проживания. Реализация данной цели предполагает развитие инвестиционного потенциала области и достижение к 2030 году следующих целевых показателей:
увеличение годового объема инвестиций в основной капитал до 278 млрд. руб.;
увеличение инвестиций в основной капитал на душу населения до 180 тыс. руб. на 1 чел. в год;
создание 177 тыс. высокопроизводительных новых рабочих мест со средней заработной платой в 45 тыс. рублей.
Основными задачами Стратегии являются:
а) создание эффективной системы взаимодействия на основе механизмов государственно-частного партнерства между органами исполнительной власти Тульской области, местного самоуправления Тульской области и инвесторами для реализации инвестиционных проектов, базирующихся на:
опережающих технологиях путем создания сети малых инновационных предприятий в области прорывных технологий, что обеспечивает формирование нового технологического уклада;
догоняющих технологиях путем заимствования действующими предприятиями существующих прогрессивных технологических решений;
обеспечивающих технологиях в сфере транспортно-логистических, туристических и рекреационных услуг;
б) расширение инфраструктурных возможностей области для реализации инвестиционных проектов;
в) снижение административных барьеров и создание благоприятной экономической и правовой среды, способствующей расширению научно-технического потенциала;
г) развитие механизмов стимулирования инвестиционной деятельности, создание системы льгот и преференций для участников инвестиционного процесса;
д) создание информационной инфраструктуры инвестиционной деятельности, формирование положительного инвестиционного имиджа Тульской области;
е) формирование кадрового потенциала за счет развития профессионального образования, ориентированного на потребности новой экономики в области.
2.1. Ключевые факторы, обуславливающие инвестиционную привлекательность Тульской области для потенциальных инвесторов.
Инвестиционная привлекательность Тульской области определяется следующим рядом факторов:
а) индустриальный характер экономики;
б) выгодное транспортно-географическое расположение;
в) обширная ресурсная база;
г) режим административного и налогового благоприятствования;
д) обеспеченность квалифицированными кадровыми ресурсами.
Внимание правительства Тульской области к развитию инвестиционной деятельности региона выражается в предоставлении инвесторам:
налоговых льгот (налог на прибыль организаций, налог на имущество);
содействия в оформлении земельных участков;
государственных гарантий Тульской области;
субсидий из бюджета Тульской области организациям, осуществляющим инвестиции в форме капитальных вложений на территории Тульской области;
субсидий из бюджета Тульской области на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам для проведения технологического перевооружения и освоения новой конкурентоспособной продукции предприятиями промышленного комплекса Тульской области;
сопровождения процедуры согласования проектно-сметной документации по правилу "одного окна" с выделением куратора проекта от органов исполнительной власти Тульской области;
бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Тульской области на финансирование строительства объектов транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, а также на реализацию концессионных проектов.
Отраслевой анализ факторов, обуславливающих инвестиционную привлекательность региона, приведен в приложении N 1 к Стратегии.
2.2. Анализ текущей ситуации и оценка перспектив Тульской области в сфере привлечения инвестиций.
Объем инвестиций в основной капитал Тульской области за 2011 год составил 72579 млн. рублей (7 место в Центральном федеральном округе), за 2012 год - 82246 млн. рублей (8 место в Центральном федеральном округе). Регион демонстрирует внушительную динамику прироста инвестиций: так, среднегодовой темп прироста по Тульской области в 2007 - 2011 годах составил 19,0%, что в 1,5 раза превышает аналогичный показатель в целом по стране и почти в 3 раза - по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО).
При достаточно высокой доле инвестиций в валовом региональном продукте (26,1% в 2011 году) регион демонстрирует приемлемую эффективность инвестиционных проектов, которая в 2001 - 2011 гг. <1> составила 0,59, что немного ниже среднероссийского показателя и свидетельствует об акценте на капитальных вложениях в традиционные производства с приемлемой добавленной стоимостью.
________________
<1> Эффективность инвестиций в основной капитал - отношение прироста ВРП за 2001 - 2011 гг. к суммарному объему инвестиций в основной капитал за данный период времени (руб./руб.).
Основной объем инвестиций Тульской области поступает в базовые отрасли - обрабатывающие производства, а также транспортный сектор. В 2011 году существенный объем средств - 20076,7 млн. рублей был направлен на развитие энергетики. В то же время, характерно недофинансирование сектора услуг. Отличительной особенностью финансирования инвестиций в Тульской области выступает ориентация на собственные средства предприятий, доля которых в общем объеме инвестиций составляет 51,1%, по Российской Федерации составляет 42,7%, по ЦФО - 41,4%. Область получает недостаточное финансирование из средств федерального бюджета: доля в общем объеме инвестиций составляет только 4,1% против 9,8% в целом по Российской Федерации (далее - РФ) и 10,5% по ЦФО, и незначительна доля регионального бюджета в финансировании инвестиций - 1,2%, в 6,6 раза меньше, чем в целом по РФ, и в 11 раз меньше, чем по ЦФО. В связи с низкой долей федерального и регионального бюджетов в общем объеме инвестиций недостаточно средств поступает на жилищное строительство - только 8,3% против 14,5% по РФ и 17,1% по ЦФО.
Особенности структуры инвестиций в разрезе источников финансирования отражаются на видовой структуре инвестиций. Из общего объема инвестиций 51,4% средств направляются на обновление производственного аппарата, в то время как по РФ этот показатель составляет только 35,2%. Данный коэффициент является, безусловно, позитивным и свидетельствует о том, что предприятия активно занимаются модернизацией производства.
Параметры, характеризующие инвестиционный процесс в Тульской области, в сравнении с показателями ЦФО и РФ в целом представлены в приложении N 2 к Стратегии.
2.3. Выявление позиций Тульской области среди регионов-конкурентов с точки зрения инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов.