Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ НА 2011-2015 ГОДЫ (с изменениями на: 04.02.2013)

II. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы


Современные тенденции развития человечества приводят к постепенному переходу от индустриального общества к информационному, в котором научное знание и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни людей. Необходимым условием построения информационного общества является процесс информатизации, означающий широкомасштабное применение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для удовлетворения информационных и коммуникационных потребностей граждан, организаций, местных органов власти и государства. Основные цели и задачи органов государственной власти и местного самоуправления по содействию процессу развития информационного общества в Российской Федерации сформулированы в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 07.02.2008, и Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009.

Главная цель информатизации на муниципальном уровне заключается в обеспечении повышения качества и уровня жизни населения за счет широкого использования информационных ресурсов и технологий в производстве и социальной жизни города. Социальная направленность информатизации выражается, прежде всего, в предоставлении гражданам возможностей реализовать свои права на доступ к открытым информационным ресурсам, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий и услуг.

Муниципальная политика в области информатизации должна быть направлена на создание единого информационного пространства, представляющего собой совокупность информационных баз, технологий их ведения, использования и взаимодействия информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Информация и информационные услуги играют все возрастающую роль в жизни жителей города и работе органов городского самоуправления. Согласно результатам экспертного опроса "Информационные технологии в местном самоуправлении: проблема использования, уровень оснащенности, оценка эффективности", проведенного Городским методическим центром по вопросам развития городского самоуправления, 83,9% экспертов (работников структурных подразделений мэрии) отметили применение информационно-коммуникационных технологий в решении задач. 77,8% экспертов считают, что с внедрением ИКТ ситуация в подразделении значительно улучшилась, повысилась эффективность работы.

Для эффективного управления городом необходима полная, достоверная и своевременная информация. Поэтому в режиме жесткой экономии финансовых средств необходимо иметь полную достоверную информацию для принятия решений и владеть инструментами для прогнозирования и выработки стратегических долгосрочных решений. 68,0% экспертов используют ИКТ при планировании и контроле, а в конечном итоге при принятии управленческих решений. Кроме этого экспертами отмечено, что развитие ИКТ в органах городского самоуправления осуществляется вне рамок программно-целевого метода и финансируется в недостаточной мере.

В настоящее время информационно-телекоммуникационная инфраструктура города Ярославля на фоне других муниципальных образований Ярославской области представляется наиболее развитой. Достигнуты определенные успехи. Количество обучающихся, приходящихся на один компьютер, занятый в образовательном процессе, составляет 11 человек (среднее значение по области - 22 человека). В 2009 году 92 класса в 8 общеобразовательных школах города были оборудованы современной компьютерной техникой с подключением к сети Интернет в рамках проекта "Компьютер для школьника".

В области охраны правопорядка в целях стабилизации уличной преступности создаётся система мониторинга и позиционирования наружных сил в системе единой дислокации аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".

Вместе с тем существует и целый комплекс проблем, затрудняющих достижение главной цели,- повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы муниципального управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. К таковым проблемам в первую очередь относятся следующие:

1. Децентрализация процесса информатизации. Отсутствует уполномоченный орган управления информатизацией города, в функции которого входит формирование и реализация единой политики информатизации в городе. Как следствие, эффективность использования уже созданных информационных ресурсов остается сравнительно низкой. Как правило, они используются только в одной отрасли, для которой они были созданы. В то время как могли бы эффективно использоваться и в других отраслях. В некоторых случаях происходит дублирование информации, если отрасли начинают создавать подобные информационные ресурсы.

2. Информационное неравенство. Оно отражает рост социальной дифференциации населения по принципу возможностей доступа к ИКТ. Другими словами, у большей части населения города отсутствуют средства и инструменты для получения информации в электронном виде. Органы городского самоуправления недостаточно ориентированы на массовое информационное обслуживание населения города, организацию обратной связи с населением, на обеспечение прозрачности деятельности органов власти.

Необходимо обеспечить адекватное использование информационных технологий и равный доступ к информационным ресурсам, в первую очередь через возможность горожан оперативно получать полезную информацию и услуги, необходимые для повседневной жизни. Одним из таких направлений может стать создание информационной службы по принципу Единого окна (76,7% жителей города готовы поддержать подобную инициативу), предполагающей формирование единого информационного пространства физических и юридических лиц в области жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатационных услуг, регистрационного учета граждан, оказания правовой, адресной социальной помощи и т.п.

3. Перевод муниципальных услуг в электронный вид. В 2009 году проблема перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде была определена руководством Российской Федерации как приоритетная государственная задача. Целями перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид являются повышение их качества и доступности для населения, повышение уровня открытости и социальной ориентированности государственного управления и местного самоуправления. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации предусматривает доведение к 2015 году доли государственных услуг, которые население может получить с использованием ИКТ, в общем объеме государственных услуг до 100 процентов. Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р 58 первоочередных государственных и муниципальных услуг должны быть переведены в электронный вид уже к 1 января 2014 года.

4. Низкий уровень информатизации муниципальных учреждений. Уровень информатизации муниципальных учреждений здравоохранения, музеев, библиотек и других учреждений культуры остается низким.

5. Обеспечение информационной безопасности города. Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, их внедрение во все сферы жизнедеятельности города и горожан породили новые проблемы - проблемы обеспечения информационной безопасности города. Обеспечение информационной безопасности, как вид деятельности, характеризуется комплексностью технических и организационно-административных мер. Ярославль нуждается в разработке современной, учитывающей мировой опыт системы информационной безопасности города.

Следовательно, развитие системы информатизации в городе нуждается в создании муниципальной информационной системы, единой базы данных, в увеличении числа качественных информационных систем, в подготовке и переподготовке на муниципальном уровне пользователей и специалистов этой области, в оснащении техникой максимального количества служащих всех подразделений, в расширении возможностей "обратной связи" с горожанами.

Решение этих задач возможно только на основе разработки и последующей реализации долгосрочной целевой Программы развития информатизации в городе, представляющей собой концептуально и стратегически проработанную систему мероприятий, направленных на создание и развитие в городе единого информационного пространства и инфраструктуры информатизации.

Мероприятия Программы имеют социальную и гуманитарную направленность, предполагают комплексный и системный подход к решению проблем движения города Ярославля к информационному обществу. Выполнение мероприятий через механизмы реализации с соответствующим ресурсным обеспечением позволит достичь основные цели и задачи Программы по повышению жизненного уровня населения города Ярославля, повысить эффективность функционирования экономики и городского самоуправления.