Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ" НА 2012-2014 ГОДЫ (с изменениями на: 22.01.2013)

2. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы

Сегодня все более очевидной становится ключевая роль молодежи как особой социальной группы в развитии общества, городской среды обитания. Молодежь - это не только социально-возрастная группа населения 14–30 лет, но и один из стратегических ресурсов, способный создавать и стимулировать развитие инноваций, воспроизводить материальные и интеллектуальные ресурсы. При этом в условиях демографической тенденции к старению общества, нагрузка на молодежь как на социальную группу серьезно увеличивается.

Главная цель реализации молодежной политики на муниципальном уровне заключается в создании условий для максимального раскрытия инновационного потенциала молодого поколения в интересах развития общества, обеспечения должного уровня его конкурентоспособности. При этом молодежь необходимо рассматривать как сферу инвестиций, а не как проблемную сферу, требующую действий по ее сдерживанию. В этом случае общество выступает в качестве системного инвестора в приращение человеческого капитала, а молодежная активность рассматривается как одна из форм проявления инновационного потенциала, которая через создание соответствующих условий движется в позитивном направлении.

В настоящее время в городе завершается реализация долгосрочной целевой программы "Молодежь" на 2009-2011 годы. Подводя итоги выполнения основных проектов и мероприятий этой программы, хотелось бы подчеркнуть, что она являлась основополагающим документом, четко скоординированным планом действий по развитию городской молодежной политики.

Большое внимание уделялось вопросам содействия занятости молодежи, поддержке программ временного трудоустройства, профориентационной работе. В рамках реализации программных мероприятий в 2009 были заключены 510 договоров (более чем с 90 организациями) о сотрудничестве по организации временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан, проведено 3839 консультаций (телефонных, очных индивидуальных, очных групповых), трудоустроен 741 человек (в 2010 году - 718 человек).

Важным фактором, способствующим решению проблемы социальной адаптации молодежи "группы риска", выявлению талантливой молодежи и повышению творческой и интеллектуальной активности молодых людей, стал комплекс мероприятий по развитию молодежной культуры и творчества, среди которых игры, фестивали КВН, студенческое творчество, молодежные субкультуры.

В рамках направления "Стимулирование социальной активности молодежи, создание условий для ее самореализации" проводились конференции, "круглые столы" и обучающие семинары для актива молодежи города, для молодежных общественных объединений, социально-ориентированных организаций; организовывались мероприятия по формированию активной жизненной позиции; производилось оказание информационно-методической помощи в написании программ на соискание грантов областного, всероссийского и международного уровней; проводились городские и районные мероприятия по авторским методикам; организовывались городские лагеря молодежного актива; оказывалось содействие участию представителей молодежи города Ярославля в межмуниципальных, межрегиональных и Всероссийских форумах, конференциях; проводились конкурсы профессионального мастерства для лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений и многое другое.

Для повышения статуса молодой семьи в обществе, укрепления позитивного отношения молодых граждан к созданию полноценной семьи, были проведены специализированные учебно-методические семинары, конференции, "круглые столы" и выставки по вопросам развития института молодой семьи; разработана и реализована комплексная программа "Поддержка" по оказанию консультационных услуг молодым семьям; оказана поддержка деятельности районных клубов молодой семьи при территориальных администрациях; организованы и проведены программы активного семейного отдыха; налажена системная деятельность семейных клубов на базе МУ СОПиМов.

В сфере молодежной политики в последнее время достигнуты позитивные результаты, вместе с тем имеются и определенные проблемные зоны. Можно выделить пять ключевых направлений, развитие которых в рамках программно-целевого планирования позволит создать "точки роста" всей сферы в целом:

1. Вовлечение молодежи в активную социальную практику.

Приоритетная задача по данному направлению - повышение включенности молодежи в деятельность молодежных объединений конструктивной социальной направленности (в частности, в развитии института волонтерства). Практической реализации этой задачи способствовало бы создание единого информационного пространства деятельности городских молодежных общественных объединений, более активное рекрутирование участников по принципу "молодые - молодым", а также развитие профориентационного направления деятельности, широко востребованного ярославской молодежью.

2. Развитие инновационного потенциала, деловой активности молодежи.

Задача превращения инноваций в ведущий фактор экономического роста требует обратить особое внимание на развитие инновационного потенциала ярославской молодежи, ее предпринимательских инициатив, инвестиционной поддержки новаторских идей и разработок, так как залогом будущего жизненного успеха молодежи в современном мире является предприимчивость, инициативность, профессионализм.

3. Поддержка способной, талантливой и творческой молодежи.

Востребованность сил и возможностей молодежи является не только мощным стимулом для ее собственного творческого и гражданского развития, но и прочной основой дальнейшего социально-экономического развития страны, региона, города. Поэтому выявление и продвижение талантливой молодежи, помощь в ее творческой самореализации, широкое привлечение молодежи к участию в разработках и исследованиях в сфере образования, науки, техники и культуры и использование продуктов ее инновационной деятельности должно стать одним из приоритетных направлений молодежной политики.

4. Укрепление института молодой семьи.

Для большей части современных молодых людей семья по-прежнему является одной из наиболее важных жизненных ценностей. Однако существенным препятствием для создания семьи и реализации репродуктивных установок молодежи становится необходимость завершения учебы, неустойчивое материальное положение, а зачастую, и психологическая неготовность к браку и родительству.

Таким образом, существует необходимость систематического проведения мероприятий, направленных на укрепление авторитета семьи, разработки комплекса мер по созданию системы социально-психологической помощи молодым семьям.

5. Развитие и укрепление информационно-ресурсной и кадровой базы реализации молодежной политики.

Современный уровень работы с молодежью требует акутуального, отвечающего новым задачам уровня ресурсной базы этой работы во всех аспектах, прежде всего, в информационном, материально-техническом и кадровом, поэтому развитие субъектов молодежной политики, инфраструктуры, системы подготовки и повышения квалифицированных кадров, работающих с молодежью, также должно стать еще одним направлением развития муниципальной молодежной политики.

Решение этих задач возможно только на основе разработки и последующей реализации долгосрочной целевой программы.