МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 июля 2012 года N 1401
О долгосрочной целевой программе "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы
(в ред. постановления от 25.03.2013 г. N 618)
В соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением мэра города Ярославля от 30.06.2009 N 2086 "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга долгосрочных целевых программ и изменения (корректировки) или досрочного прекращения данных программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации в городе Ярославле"
Мэрия города Ярославля ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы (приложение).
2. Финансирование долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Ярославля на соответствующий период.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города Ярославля по вопросам социальной политики и культуры.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Мэр города Ярославля Е.Р. Урлашов
Долгосрочная целевая программа "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы
(в ред. постановления от 25.03.2013 г. N 618)
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | - Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; |
Заказчик Программы | Мэрия города Ярославля |
Разработчик Программы | Управление по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля |
Исполнители Программы | Управление по социальной поддержке населения и охране труда мэрии города Ярославля - ответственный исполнитель Программы; |
Цели Программы | 1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями с учетом их особых потребностей. |
Перечень разделов Программы | 1. Паспорт программы. |
Сроки реализации Программы | 2012 - 2015 годы |
Объем и источники финансирования Программы | тыс.руб | |||||
Объем и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы - | |||||
Источник финансирования | в том числе по годам | Всего | ||||
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||
средства областного бюджета | 4890,8 | 14679,65 | 9550,3 | 13478,75 | 42599,5 | |
средства городского бюджета | 2821,0 | 9660,2 | 7097,2 | 8143,6 | 27722,0 | |
Всего | 7711,8 | 24339,85 | 16647,5 | 21622,35 | 7032 1,5 | |
Контроль за исполнением Программы | Заместитель мэра города Ярославля по вопросам социальной политики и культуры; |
Основные ожидаемые результаты реализации Программы | - повышение уровня и качества жизни инвалидов; |
В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН "О правах инвалидов", что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
В 2011 году Правительством Российской Федерации и Правительством Ярославской области утверждены соответственно федеральная и областная программы "Доступная среда".
Опыт работы в области решения проблемы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в Ярославле уже есть: в 2006 - 2008 годах в городе действовала целевая программа "Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий жителей города Ярославля", в 2009 – 2011 годах действовали целевые программы, ориентированные на отдельные социально уязвимые группы городского населения.
Реализация Программы предполагает не только продолжение целевой комплексной работы по оказанию помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, обеспечению им физического доступа к социальным объектам, интеграции инвалидов в социокультурное поле Ярославля, но и качественное изменение их самовосприятия как части социального сообщества, изменение восприятия таких людей другими членами социума.
Согласно результатам общественных обсуждений вопросов городского самоуправления, регулярно проводимых МКУ ИРСИ, социальная значимость городских программ помощи ветеранам, гражданам пожилого возраста, инвалидам и их семьям получает стабильно высокую оценку горожан - около 80 %. Различные аспекты жизни инвалидов и других маломобильных групп беспокоят ярославцев, однако большинство горожан напрямую не сталкиваются с людьми с ограниченными возможностями здоровья и лишь косвенно осведомлены об их проблемах. Поэтому чаще всего население видит необходимые меры поддержки со стороны государства в финансово-экономической плоскости (повышение пособий, пенсий, предоставление дополнительных льгот по оплате услуг ЖКХ и т.п.), в направлении повышения доступности объектов городской инфраструктуры. Роль общества в социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья - этот вопрос практически не затрагивается ярославцами в ходе исследований. А между тем, сами инвалиды и члены их семей, близкое окружение говорят не только об очевидной необходимости достойной материальной поддержки со стороны органов власти, но и о необходимости создания условий для более активной социальной жизни, самореализации, трудоустройства, преодоления изолированности, а это невозможно без толерантного и уважительного отношения со стороны горожан, не являющихся инвалидами. В частности, в одном из исследований МКУ ЦИОМСИ получены такие результаты: на равнодушие, грубость окружающих, отсутствие помощи со стороны граждан пожаловались 22,7% людей с ограниченными возможностями.
(в ред. постановления от 25.03.2013 г. N 618)
В связи с этим эффективная реализация Программы невозможна без налаживания продуктивного диалога между органами городского самоуправления, общественностью и людьми с ограниченными возможностями здоровья. Выстраивание трехстороннего диалога - крайне непростая задача: во-первых, для принятия актуальных управленческих решений необходимо системное отслеживание общественных настроений и оперативное предоставление полученной информации органам городского самоуправления. Во-вторых, обязательным сегментом в реализации Программы должна стать определенная информационно-просветительская работа по формированию общественного мнения в вопросах создания пространства равных возможностей для всех категорий населения, в том числе инвалидов. Очевидна необходимость специальной социально-адаптивной работы с самими инвалидами, их семьями и близкими, направленной на формирование у них психологической готовности к принятию и реализации позиции полноценного социального субъекта. В конечном итоге, смена общественной установки: переход от равнодушного сосуществования к толерантности и равноправному взаимодействию – одна из основных социальных миссий Программы.
Следующим основным направлением Программы является принятие надлежащих мер для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности среды жизнедеятельности, должны распространяться, в частности:
- на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома и рабочие места;
- на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения. Выделяются четыре основные группы (категории) инвалидов, которые группируются по характерным особенностям взаимодействия с окружающей средой:
- с поражением опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и т.д.);
- с дефектами органов зрения, использующие при ориентации в пространстве трости и собак-проводников;
- с дефектами органов слуха и речи;
- люди со сниженными ментальными возможностями, в том числе дети-инвалиды. Также в эту группу, кроме инвалидов, можно отнести престарелых немощных людей, маленьких детей, людей с грудными детьми в колясках, граждан с временным расстройством здоровья и т.д.
Следует отметить, что уровень жизни инвалидов значительно ниже, чем в среднем у населения, а многочисленные их проблемы решаются недостаточно эффективно. Низкий уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде. Недоступность в настоящее время многих объектов социальной инфраструктуры города для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения является значительным препятствием для реализации их гражданских прав и свобод. У большинства инвалидов развита установка, в результате которой человек уходит в болезнь, надеется на пенсионное и льготное содержание его государством, не ориентирован на восстановление трудоспособности и не предпринимает активных шагов по восстановлению своего социального статуса. Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
- дестимуляцию трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
- высокую социальную зависимость, вынужденную изоляцию инвалидов, осложняющую проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающую в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющую возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
- равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальную разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;
- ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
Актуальность принятия Программы заключается в необходимости продолжить и активизировать работу по комплексному решению проблем по созданию условий для формирования доступной среды жизнедеятельности. В ходе выполнения программных мероприятий будут создаваться благоприятные условия для жизни, профессиональной и творческой самореализации инвалидов и других маломобильных групп населения. Реализация мероприятий Программы будет способствовать интеграции инвалидов в жизнь общества, содействовать повышению уровня их жизни, возвращению к профессиональной, общественной и бытовой деятельности.
Необходимость комплексного решения проблем, связанных с инвалидностью, программно-целевым методом обусловлена рядом объективных причин, в том числе:
- масштабностью, сложностью и многообразием проблем реабилитации инвалидов и интеграции их в общество, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
- потребностью в координации усилий органов городского самоуправления.
Статистический портрет ярославских инвалидов отражает вышеназванные проблемы и характеризуется следующими данными. На 01.01.2010 количество инвалидов в городе составляло 67828 человек, в том числе 1200 детей-инвалидов; на 01.01.2011 - 68108 человек, в том числе 1168 детей-инвалидов. На 01.01.2012 в городе насчитывается 68061 человек, в установленном порядке признанный инвалидом (в том числе 1286 детей-инвалидов), что составляет 11,5 % населения города Ярославля. Из них 1216 инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении вспомогательные технические средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и т.д.), 879 инвалидов с дефектами органов зрения, 887 инвалидов по слуху и речи. В настоящее время на территории города наблюдается относительная стабилизация роста инвалидизации населения. О данном процессе свидетельствуют следующие показатели:
Причины первичной инвалидности | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Вследствие общего заболевания | 61703 | 62293 | 62113 |
Инвалидность с детства | 2145 | 2210 | 2230 |
Из числа бывших военнослужащих | 2201 | 1980 | 2001 |
Вследствие трудового увечья и профессиональных заболеваний | 465 | 344 | 318 |
Из числа участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф | 114 | 113 | 113 |
Дети-инвалиды | 1200 | 1168 | 1286 |
Постоянно совершенствуется уровень и качество медицинского и социального обслуживания инвалидов и их реабилитации, реализуются решения по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, повышается уровень их социально-экономического положения.
Несмотря на предпринимаемые меры, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Социальная среда в большинстве своем остается не приспособленной для инвалидов.
Цели:
- обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями с учетом их особых потребностей;
- создание условий для эффективной реабилитации инвалидов и повышение качества реабилитационных услуг;
- интеграция инвалидов в полноценные общественные отношения.
Задачи: