Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Предпринимательство Клинского муниципального района" на 2017-2021 годы (с изменениями на 30 декабря 2019 года)



2. Концептуальные направления преобразования отдельных сфер социально-экономического развития городского округа Клин, реализуемых в рамках Подпрограммы


Потребительский рынок городского округа Клин остается по прежнему одной из экономически эффективных отраслей, имеющей весомую роль для городского округа. Торговый комплекс представлен в настоящее время как крупными Федеральными сетевыми магнатами ("Перекресток", "Магнит", "Дикси", "Монетка", "Пятерочка", "Верный") и региональными (Торговая сеть "Мясницкий ряд", "Улыбка радуги"), так и местными торговыми сетями (Торговая сеть "Ники", Клинское "РАЙПО") и мелкими, в том числе мелкорозничной нестационарной торговой сетью, нацеленной на реализацию товаров местного производства. В 2017 г. введен в эксплуатацию гипермаркет "Карусель" (торговая площадь - 3000 кв. м.), создано 179 рабочих мест. Общий прирост торговых площадей в 2017 г. составил 5,2 т. кв. м. Такое формирование конкурентной среды на территории округа создает условия для заметного повышения качества сервиса потребительского рынка и эффективной деятельности хозяйствующих субъектов по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах.


Для обеспечения жителей городского округа качественными фермерскими продуктами от местных производителей, на территории городского округа Клин реализуется программа "Подмосковный фермер". Всего на территории городского округа Клин за период с 2016 г. по 2018 г. открыто 3 магазина по продаже отечественной сельхозпродукции "Подмосковный фермер".


Потребительский спрос на товары и услуги определяется уровнем и динамикой доходов населения, распределением населения по доходным группам. Рост уровня и качества жизни в городском округе ведет к увеличению покупательской способности населения, возрастанию потребления основных продуктов питания и увеличению покупок непродовольственных товаров. На потребительском рынке это означает, что наряду с группами потребителей, спрос и удовлетворение потребностей которых обеспечиваются за счет механизмов рыночного саморегулирования, существуют группы потребителей с особо низким уровнем доходов. При росте конкурентной среды на территории района формируется и расширяется перечень товаров с предоставлением значительных скидок и товаров с минимальной наценкой, что является большим подспорьем для потребителей с особо низким уровнем доходов.


В настоящее время в городском округе действует более 110 социально ориентированных предприятий розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, осуществляющих обслуживание социально незащищенных категорий граждан. Социально ориентированные предприятия потребительского рынка и услуг располагаются крайне неравномерно. Большая их часть сосредоточена в городском поселении Клин.


Проблемой развития малого и среднего предпринимательства потребительского рынка Московской области по прежнему остается недостаток финансовых средств. Процесс кредитования малого и среднего бизнеса в торговле развит недостаточно и характеризуется высокими процентными ставками по кредитам, большим количеством документов, необходимых для доступа к кредитным ресурсам, короткими сроками возврата кредита и т.д.


Различаются по городским и сельским поселениям округа уровни обеспеченности розничной торговой сетью, предприятиями общественного питания и бытовых услуг.


Средний уровень обеспеченности торговыми площадями в 2015 году составил 872 кв. м на 1 тысячу жителей. Однако норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, не достигнут в сельских поселениях Нудольское, Петровское, Воронинское.


Организация предприятий торговли и услуг в сельской местности является непривлекательной для бизнеса сферой деятельности. Создание объектов в отдаленные, малонаселенные сельские пункты связано с серьезными рисками инвестирования и отсутствием гарантий получения прибыли. Для обеспечения жителей таких территорий товарами в необходимом ассортименте Схемой размещения нестационарных торговых объектов предусмотрены автолавки.


На сегодняшний день нестационарная торговля - одно из наиболее стремительно развивающихся и перспективных направлений, предлагающих потребителям широкий ассортимент товаров по ценам, зачастую, ниже магазинных.


Процесс реорганизации рыночной торговли осуществляется в рамках исполнения Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". С 1 января 2015 года для организации деятельности по продаже товаров на рынках, для сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.


Рынки реконструируются в современные торговые центры, что соответствует требованиям цивилизованной торговли современным технологиям розничной торговли. Преобразование рынков способствует повышению уровня контроля качества и безопасности реализуемых товаров, а также наведению порядка в трудоустройстве мигрантов.


Помимо розничной торговли в городском округе обслуживание жителей осуществляется посредством ярмарочной и нестационарной торговли.


Постановлением Правительства Московской области от 07.11.2012 N 1394/40 "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них" определены общие требования к проведению ярмарочных мероприятий. С 01.01.2013 введены четкие ограниченные сроки проведения ярмарок.


Социальная значимость нестационарной торговли остается высокой, это также значительное подспорье для развития малого и среднего предпринимательства, реализации товаров местных производителей и фермерской продукции.