Действующий

Об утверждении Долгосрочного бюджетного прогноза Республики Хакасия на период до 2036 года (с изменениями на 12 февраля 2024 года)



2. Основные итоги развития консолидированного, республиканского бюджетов Республики Хакасия (отчетный период) и текущие характеристики

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 12.02.2024 N 98)



Исполнение консолидированного бюджета Республики Хакасия и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия в 2022 году по доходам составило 76853 млн рублей, что на 18,9% больше, чем за 2021 год, по расходам - 71186 млн рублей, что на 13,5% больше, чем за 2021 год. По итогам 2022 года сложился профицит в размере 5667 млн рублей.


В 2022 году в консолидированный бюджет Республики Хакасия доходы поступили в объеме 65148 млн рублей, что на 20,4% больше, чем в 2021 году, в том числе налоговые и неналоговые доходы - 47860 млн рублей, что на 29,1% больше, чем в 2021 году, из них в республиканский бюджет Республики Хакасия - 39481 млн рублей, в бюджеты муниципальных образований Республики Хакасия - 8379 млн рублей.


Основной базой для формирования доходов бюджетов Республики Хакасия являются платежи промышленных организаций, значительную долю в которых занимает налог на прибыль организаций.


В 2022 году налог на прибыль организаций поступил в сумме 19920 млн рублей, что на 37,2% больше, чем в 2021 году.


При этом основную долю, 79,7% (или 15897 млн рублей) поступлений налога на прибыль, обеспечили 2 основные отрасли, а именно:


алюминиевая, платежи которой составили 8003 млн рублей, что на 18,9% больше, чем в 2021 году;


угольная отрасль, от которой поступило 7894 млн рублей, что в 2 раза больше, чем в 2021 году.


Рост поступлений налога на прибыль организаций стал возможным в результате того, что в первом полугодии 2022 года складывалась благоприятная для промышленных предприятий республики конъюнктура цен и спроса на мировых рынках продукции и сырья в отношении экспортируемой организациями республики продукции. Это позволило организациям сформировать достаточную налоговую базу, которая и повлияла на значительный рост поступлений налога на прибыль в целом в 2022 году.


Со второй половины 2022 года наблюдались неблагоприятные изменения, обусловленные геополитической ситуацией на мировых рынках в связи с санкционной политикой в отношении Российской Федерации. Так, с августа в Евросоюзе действует запрет на импорт угля из России. С марта 2022 года правительство Австралии ввело запрет на экспорт глинозема, который составляет почти пятую часть спроса ОК "РУСАЛ". Компания отмечала значительный рост себестоимости продукции, а также складывающуюся тенденцию снижения цены на алюминий на Лондонской бирже. Так, если в марте 2022 года цена на алюминий поднималась до 3983 долларов США за тонну, то в сентябре цена на алюминий снижалась от максимальных значений почти на 50% (до 2079 долларов США за тонну).


Кроме того, недостаточная пропускная способность российских железных дорог привела к сокращению по сравнению с 2021 годом объемов вывоза угля на Восток.


В 2022 году сложилась непростая ситуация в гидроэнергетике республики. В бассейне р. Енисей наблюдалось аномальное маловодье - уровень воды в Саяно-Шушенском водохранилище в 2022 году самый низкий за последние 20 лет. По данным территориального органа Росгидромета ФГБУ "Среднесибирское УГМС", приток воды в Саяно-Шушенское водохранилище осенью оказался экстремально низким и является минимальным за весь период наблюдений с 1936 года.


Эти факторы негативно повлияли на формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций и создали риски для бюджета Республики Хакасия. В результате во второй половине 2022 года отмечено значительное падение поступлений доходов по сравнению с первым полугодием 2022 года.


Кроме того, с начала 2023 года в соответствии со статьей 11.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации на уплату налогов и страховых взносов единым налоговым платежом автоматически перешли все организации и индивидуальные предприниматели. В связи с этим каждому налогоплательщику сформировано входящее сальдо единого налогового счета (разница между суммами переплат и суммами неисполненных обязательств). При этом особый порядок коснулся переплаты по налогу на прибыль организаций, которая не только не подлежит возврату из бюджета, но и может быть зачтена в счет будущих начислений только по налогу на прибыль организаций. В связи с чем налогоплательщики были заинтересованы в возврате переплаты по налогу до конца 2022 года.


Общий объем безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Республики Хакасия в 2022 году составил 17288 млн рублей, из них: из федерального бюджета поступило 16776 млн рублей (в том числе нецелевая финансовая помощь (дотации) - 4624 млн рублей, целевые средства (субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты) - 12152 млн рублей); от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 354 млн рублей, ОК "РУСАЛ" - 88 млн рублей.