Действующий

Об утверждении Долгосрочного бюджетного прогноза Республики Хакасия на период до 2036 года (с изменениями на 12 февраля 2024 года)



8. Риски и угрозы несбалансированности бюджета Республики Хакасия, механизмы профилактики рисков реализации бюджетного прогноза

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 06.02.2019 N 13)



Сбалансированность бюджетов Республики Хакасия зависит от внешних и внутренних экономических и политических факторов.


Внешним фактором риска является бюджетная и налоговая политика Российской Федерации в части перераспределения дополнительных полномочий на уровень субъектов, внесения изменений в межбюджетные отношения или принятия на федеральном уровне решений, приводящих к увеличению стоимости расходных обязательств регионов и муниципалитетов. Это может повлечь за собой значительное увеличение расходной нагрузки на республиканский бюджет Республики Хакасия и (или) сокращение объема и количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Кроме того, рост расходных обязательств может быть обусловлен неблагоприятными экономическими условиями, ростом инфляции и цен на услуги естественных монополий.


Основными мерами, направленными на минимизацию риска несбалансированности бюджетов Республики Хакасия, будут проведение оценки расходных обязательств Республики Хакасия и выполнение мероприятий Плана финансового оздоровления.


(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 18.02.2020 N 56)


Основными рисками в сфере долговой политики являются:


риск рефинансирования - вероятность того, что Республика Хакасия как заемщик не сможет осуществить на приемлемых условиях новые заимствования для погашения накопленного долга и в результате будет вынуждена использовать доходы бюджета для исполнения долговых обязательств. Значительная доля краткосрочных обязательств в структуре задолженности или неравномерный график погашения значительно повышают указанный риск.


Самый надежный способ управления данным риском - полный отказ от использования краткосрочных инструментов заимствований;


риск увеличения расходов на обслуживание государственного долга республики в связи с ростом процентных ставок на рынке заимствований, а также риски снижения ликвидности финансового рынка. С целью снижения указанных рисков при планировании и исполнении бюджета необходимо проведение политики оптимизации и сдерживания роста расходов.


К числу основных внутренних рисков можно отнести следующие виды рисков:


демографические риски. Рост доли населения старше трудоспособного возраста увеличивает нагрузку на бюджеты за счет увеличения расходов на социальное обеспечение;


снижение конкурентоспособности экономики и производительности труда. Данный фактор носит системный характер. Его результатом является сокращение инвестиций, снижение рентабельности соответствующих видов деятельности и, в конечном итоге, дальнейшее замедление темпов экономического роста;


сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал. В среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для стимулирования экономического роста, поскольку потенциал стимулирования внутреннего спроса и роста экспорта в настоящее время ограничен.


Дефицит инвестиций в основной капитал сдерживает темп экономического роста, а также формирует условия для консервации и усугубления отставания промышленного производства в регионе.


Основные меры по минимизации внутренних рисков - это сокращение налоговых льгот и реализация проектов, направленных на развитие экономики.