1. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в Республике Саха (Якутия) (далее - Методические рекомендации) и охватывают вопросы организации внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия в Республике Саха (Якутия) (далее также - процедура ОРВ, институт ОРВ, ОРВ).
2. Процедура ОРВ заключается в анализе проблем и целей государственного регулирования, выявлении и оценке альтернативных вариантов решения проблем, а также определении связанных с ними выгод и издержек групп (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан (потребителей), государства и общества в целом), подвергающихся воздействию государственного регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта государственного регулирования.
3. Целью оценки регулирующего воздействия является повышение качества государственного регулирования, обеспечение возможности учета мнений заинтересованных представителей групп (далее - также группы) и установление баланса интересов на стадии подготовки проекта нормативного правового акта посредством анализа предполагаемых последствий и эффектов введения государственного регулирования и определения наилучшей с точки зрения степени соответствия критериям целесообразности, эффективности, осуществимости и адекватности данного варианта государственного регулирования на основе сопоставления выгод и издержек хозяйствующих субъектов, граждан (потребителей), государства и общества в целом, а также оценка фактического воздействия действующего нормативного правового акта.
4. Оценка регулирующего воздействия основывается на следующих принципах:
1) прозрачность - доступность информации об оценке регулирующего воздействия на всех стадиях ее проведения;
2) публичность - обеспечение участия заинтересованных сторон в процессе разработки принимаемых решений и мониторинга принятых нормативных правовых актов;
3) сбалансированность - обеспечение баланса интересов всех заинтересованных сторон в рамках проведения оценки регулирующего воздействия;
4) эффективность - обеспечение оптимального выбора варианта государственного регулирования с точки зрения выгод и издержек групп, включая хозяйствующие субъекты, граждан (потребителей), государство и общество в целом;
5) экономичность - обеспечение надлежащего качества проведения оценки регулирующего воздействия при условии минимально необходимых затрат на ее проведение.
5. Принятие положительного решения о введении нового регулирования целесообразно, если его введение направлено на снижение затрат общества в целом и (или) введение нового регулирования снижает риски негативных событий.
6. В заключении об оценке регулирующего воздействия дается оценка соблюдения разработчиком особенностей подготовки проекта акта, достаточности обоснований установления в проекте акта положений, вводящих административные и иные ограничения, запреты и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также оценка возможности достижения прогнозируемого положительного эффекта.