Опыт внедрения проектного управления в мире. Мировая практика проектного управления показала ее достаточную эффективность.
Самыми распространенными классическими схемами по управлению проектами в мире являются стандарты PMBоK ("A guide to the Project Management Body of Knowledge", руководство к своду знаний по управлению проектами), впервые созданные Институтом управления проектами (США) в 1986 году и признанные в 1991 году национальным стандартом ANSI (American National Standards Institute).
Следует отметить избыточность проектного подхода при реализации с учетом обширного перечня документации (стандарт помимо прочего включает такие методики, как ведение аналитических работ, прототипирование, итеративность и применение систем искусственного интеллекта с целью построения прогноза реализации и завершения проекта в части сроков и бюджета), что приведет к увеличению сроков полномасштабного внедрения проектного управления в Республике Саха (Якутия).
В Великобритании использование проектного подхода в управлении, в том числе таких его элементов, как неуклонная реализация приоритетных задач, фактическая достоверность и доказательность при отчетности, раннее выявление проблем, признание ведомственных различий и сходства, нацеленность исполнителей на успех и пр., позволило решить ряд проблем по приоритетным направлениям и определить новые области, требующие реформирования. Действовавшей в 2001 - 2010 годах специальной группой (Delivery Unit) при премьер-министре по обеспечению реализации реформ в сфере государственных услуг работа в правительстве этой страны была построена по ряду ключевых направлений (подотчетность и руководство, управление проектами, рычаги для достижения перемен, обратная связь и коммуникации, сроки осуществления, межведомственное сотрудничество, ресурсы и оценка эффективности), что дало определенные позитивные результаты за счет культивирования новой системы проектного мышления, а именно установления эффективных межведомственных взаимодействий, создания понятных механизмов отчетности по результатам технической реализации стратегических линий.
В Малайзии в конце 1990-ых и 2000-ых годах были приняты две взаимосвязанные программы - программы трансформации правительства (GTP) и программы трансформации экономики (ETP), а также создана правительственная группа управления эффективностью и реализации реформ в сфере государственных услуг (PEMANDU) для стимулирования активности населения и бизнеса. Деятельность PEMANDU была направлена на реализацию программ, координацию, поддержку профильных министерств. Значительная часть усилий была направлена на детальное планирование, а также жесткий и независимый контроль исполнения. В результате управленческие решения по приоритетному направлению "борьба с преступностью" с применением методов проектного подхода позволили снизить уровень преступности только за первый год на 15%, второй на 11% и далее до 29,9%.
Можно выделить основные элементы успешного внедрения проектного управления в мировой практике:
создание организационных структур, в которых находятся профессионалы в области управления проектами, осуществляющие экспертизу, планирование, детализацию планов проектов, мониторинг и контроль проектов, координирующие усилия по исполнению проектов и предоставляющие информацию высшему руководству в виде, удобном для принятия решений;
постановка четких приоритетов и целей социально-экономического развития;
создание шагов по реализации реформ ("дорожная карта");
создание системы мониторинга и контроля исполнения проектов;
формирование наборов КПЭ (ключевые показатели эффективности), предоставляющих надежные данные исполнителям для оценки успешности своей работы, для понимания того, за что наступают последствия в случае неудачи и назначается вознаграждение в случае успеха.
Опыт внедрения проектного управления в Российской Федерации.
В Российской Федерации развитие проектного управления в органах государственной власти имеет следующие этапы:
На первом этапе (2005 - 2008 годы) управление проектами впервые апробировалось в рамках реализации приоритетных национальных проектов. Итогом деятельности было отмечено увеличение продолжительности жизни в стране до 69 лет. Вместе с тем участники программ отмечали, что действующей и эффективной системы управления национальными проектами за этот период создать не удалось.