Прогноз консолидированного бюджета Республики Башкортостан (в процентах к ВРП)
Наименование показателя | Варианты прогноза СЭР РБ | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2025 год | 2030 год |
Консолидированный бюджет Республики Башкортостан | ||||||
Доходы | консервативный | 10,7 | 10,3 | 9,7 | 7,4 | 5,9 |
базовый | 10,8 | 10,3 | 9,7 | 7,6 | 6,0 | |
целевой | 10,8 | 10,3 | 9,8 | 8,0 | 6,8 | |
Расходы | консервативный | 11,5 | 11,0 | 10,4 | 7,7 | 6,0 |
базовый | 11,5 | 10,9 | 10,3 | 7,8 | 6,1 | |
целевой | 12,5 | 11,9 | 10,7 | 8,4 | 6,9 | |
Дефицит | консервативный | -0,8 | -0,7 | -0,7 | -0,3 | -0,1 |
базовый | -0,7 | -0,6 | -0,6 | -0,2 | -0,1 | |
целевой | -1,7 | -1,6 | -0,9 | -0,4 | -0,1 | |
Государственный и муниципальный долг | консервативный | 2,3 | 2,2 | 2,1 | 2,1 | 1,8 |
базовый | 2,3 | 2,1 | 2,0 | 1,3 | 0,8 | |
целевой | 2,3 | 2,2 | 2,0 | 1,9 | 1,7 | |
Бюджет Республики Башкортостан | ||||||
Доходы | консервативный | 8,7 | 8,3 | 7,8 | 6,0 | 4,7 |
базовый | 8,7 | 8,3 | 7,9 | 6,2 | 4,9 | |
целевой | 8,7 | 8,3 | 7,9 | 6,5 | 5,4 | |
Расходы | консервативный | 9,4 | 8,9 | 8,4 | 6,3 | 4,8 |
базовый | 9,3 | 8,8 | 8,4 | 6,4 | 5,0 | |
целевой | 10,2 | 9,7 | 8,7 | 6,8 | 5,5 | |
Дефицит | консервативный | -0,7 | -0,6 | -0,6 | -0,3 | -0,1 |
базовый | -0,6 | -0,5 | -0,5 | -0,2 | -0,1 | |
целевой | -1,5 | -1,4 | -0,8 | -0,3 | -0,1 | |
Государственный долг | консервативный | 1,7 | 1,5 | 1,4 | 1,7 | 1,5 |
базовый | 1,6 | 1,5 | 1,3 | 0,9 | 0,6 | |
целевой | 1,6 | 1,5 | 1,4 | 1,6 | 1,5 | |
Консолидированные бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов Республики Башкортостан | ||||||
Доходы | консервативный | 5,1 | 4,6 | 4,3 | 3,3 | 2,6 |
базовый | 5,1 | 4,6 | 4,3 | 3,4 | 2,6 | |
целевой | 5,5 | 5,0 | 4,5 | 3,5 | 3,0 | |
Расходы | консервативный | 5,2 | 4,7 | 4,4 | 3,3 | 2,6 |
базовый | 5,2 | 4,7 | 4,4 | 3,4 | 2,6 | |
целевой | 5,7 | 5,2 | 4,6 | 3,6 | 3,0 | |
Дефицит | консервативный | -0,1 | -0,1 | -0,1 | ||
базовый | -0,1 | -0,1 | -0,1 | |||
целевой | -0,2 | -0,2 | -0,1 | -0,1 | ||
Муниципальный долг | консервативный | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,4 | 0,3 |
базовый | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,3 | 0,2 | |
целевой | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,3 | 0,2 |
Сокращение доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан по отношению к ВРП обусловлено замедлением темпов роста налоговых и неналоговых доходов и учетом в параметрах неполного объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета ввиду отсутствия на долгосрочный период их распределения по субъектам Российской Федерации.
В период до 2030 года динамика доходов бюджетов будет во многом определяться снижением общего уровня налоговой нагрузки на экономику: отношение налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан к ВРП при уровне в 2016 году 8,6 процента в 2019 году составит по консервативному и базовому вариантам 7,9 процента, по целевому варианту - 8,0 процента, в 2025 году - 6,2 процента, 6,4 процента, 6,8 процента соответственно, а в 2030 году - 5,0 процента, 5,3 процента, 5,9 процента соответственно за счет вариативности влияния развития механизмов налогового стимулирования инвестиций, предпринимательской активности, а также с учетом снижения поступлений от нефтегазового сектора экономики из-за возможного падения объемов добычи сырья в связи с повышением порога рентабельности инвестиций в добычу и транспортировку углеводородов.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в 2030 году прогнозируется по консервативному варианту с ростом к оценке 2016 года на 32,8 процента, по базовому варианту - на 48,5 процента, по целевому варианту - на 71,3 процента, с ежегодными темпами роста 102,0 процента, 102,9 процента, 103,9 процента соответственно.
Общий объем безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан планируется исходя из проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и с учетом безвозмездных поступлений в 2017 году от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, некоммерческой организации "Фонд развития моногородов". Динамика указанных параметров в долгосрочном периоде характеризуется тенденцией сокращения с 1,1 процента к ВРП в 2017 году до 0,2 процента к ВРП в 2030 году при всех сценариях развития экономики.
Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан определяются исходя из оценки доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан до 2030 года с учетом ограничения размера дефицита бюджета и прогнозируемого объема расходных обязательств Республики Башкортостан и муниципальных образований согласно законодательству Российской Федерации и Республики Башкортостан. Кроме того, в пределах имеющегося объема финансовых ресурсов учитываются расходы на реализацию мероприятий в рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 606 (консервативный и базовый варианты) и полномасштабную реализацию всех поставленных в указах задач (целевой вариант).
Динамика расходных параметров консолидированного бюджета Республики Башкортостан в долгосрочном периоде характеризуется тенденцией сокращения с 11,5 процента к ВРП в 2017 году до 6,0 процента к ВРП в 2030 году по консервативному варианту, с 11,5 процента к ВРП в 2017 году до 6,1 процента к ВРП в 2030 году - по базовому варианту, с 12,5 процента к ВРП в 2017 году до 6,9 процента к ВРП в 2030 году - по целевому варианту, обусловленной в первую очередь снижением доходных параметров, а также ограничением в прогнозном периоде размера дефицита бюджетов.
Таким образом, базовой предпосылкой для обеспечения сбалансированности бюджета Республики Башкортостан является реализация комплекса мер по оптимизации расходных обязательств республики.
В этих условиях дефицит консолидированного бюджета Республики Башкортостан к 2030 году не будет превышать 0,1 процента к ВРП при всех сценариях развития экономики.
Государственный долг Республики Башкортостан и долг входящих в ее состав муниципальных образований к 2030 году прогнозируется по базовому варианту со снижением к оценке 2016 года на 4,4 процента, исходя из осуществления государственных и муниципальных заимствований в объемах погашения долга; по консервативному и целевому вариантам - с ростом в 1,9 раза и в 2,0 раза соответственно, исходя из необходимости привлечения заемных средств на финансирование дефицитов бюджетов Республики Башкортостан и муниципальных образований.
При этом все варианты прогноза предусматривают сохранение долговой нагрузки на низкорисковом уровне в диапазоне от 15,0 до 33,0 процента к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Республики Башкортостан, или от 0,8 до 1,8 процента к ВРП.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет Республики Башкортостан в 2030 году прогнозируется с ростом к уровню оценки 2016 года по консервативному варианту на 34,8 процента, по базовому - на 52,1 процента, по целевому варианту - на 75,6 процента с ежегодными темпами роста 102,1 процента, 103 процента, 104,1 процента соответственно.
В общей сумме налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан увеличится доля поступлений по налогу на прибыль с 26,9 процента в 2016 году до 31,4 процента к 2030 году, по налогу на доходы физических лиц - с 28,9 до 36,1 процента, снизится доля акцизов - с 15,6 до 13,6 процента, налогов на имущество - с 12 до 10 процентов.
При этом сократятся доли в ВРП налога на прибыль с 2,2 процента в 2016 году до 1,4 процента к 2030 году, налога на доходы физических лиц - с 2,3 до 1,6 процента, акцизов - с 1,3 до 0,6 процента, налогов на имущество - с 1 до 0,4 процента, неналоговых доходов - с 1,1 до 0,2 процента.
Налог на доходы физических лиц на 2030 год прогнозируется с ростом к уровню оценки поступлений в 2016 году по консервативному варианту в 1,7 раза, по базовому варианту - в 1,9 раза, по целевому варианту - в 2,3 раза с ежегодными темпами роста 103,8 процента, 104,7 процента, 106,2 процента соответственно. По базовому варианту налог на доходы физических лиц на 2030 год по отношению к прогнозируемому в 2017 году вырастет в 1,9 раза. Данные оценки обусловлены рядом тенденций, в том числе повышением производительности труда и реальных доходов населения, легализацией доходов.
Поступления налога на прибыль в 2030 году вырастут к оценке 2016 года по консервативному варианту на 42,5 процента, по базовому - на 77,3 процента, по целевому варианту - на 103,2 процента с ежегодными темпами роста 102,6 процента, 104,2 процента, 105,2 процента соответственно. По отношению к прогнозируемому в 2017 году по базовому варианту налог на прибыль организаций вырастет в 1,6 раза. Расчет поступления налога на прибыль осуществлялся с учетом его динамики, дальнейшего стимулирования инвестиций, предполагаемого совершенствования системы налогообложения в нефтегазовом секторе.
Поступления акцизов в долгосрочном периоде к 2030 году вырастут к оценке 2016 года по консервативному варианту на 23,6 процента, по базовому - на 33 процента, по целевому варианту - на 48,3 процента с ежегодными темпами роста 101,5 процента, 102,1 процента, 102,9 процента соответственно. По базовому варианту акцизы на 2030 год по отношению к прогнозируемому 2017 году вырастут в 1,3 раза. Поступления акцизов рассчитаны на основе изменений законодательства, складывающейся динамики состояния налоговой базы.
Поступления налогов на имущество в 2030 году прогнозируются по консервативному, базовому и целевому вариантам с ростом к оценке поступлений в 2016 году на 26,9 процента с ежегодным темпом роста на 101,7 процента. Налоги на имущество формируются в основном за счет налога на имущество организаций и транспортного налога. Поступления налогов на имущество рассчитаны с учетом увеличения налоговой базы и сокращения налоговых льгот.
Поступление неналоговых доходов в бюджет Республики Башкортостан в 2030 году прогнозируется со снижением к оценке поступлений в 2016 году по консервативному варианту на 48,8 процента, по базовому - на 46,4 процента, по целевому варианту - на 35,3 процента с ежегодными темпами сокращения указанных доходов на 4,7 процента, на 4,4 процента, на 3,1 процента. Снижение поступлений неналоговых доходов обусловлено снижением поступлений доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
В рамках долгосрочного прогноза планируются безвозмездные поступления в бюджет Республики Башкортостан в диапазоне 0,2 - 0,4 процента к ВРП при всех сценариях развития экономики.
В целом в сложившихся условиях прогнозируется сокращение доходов бюджета Республики Башкортостан с 8,7 процента к ВРП в 2017 году до 4,7 процента к ВРП к 2030 году по консервативному варианту, с 8,7 процента к ВРП в 2017 году до 4,9 процента к ВРП к 2030 году - по базовому варианту, с 8,7 процента к ВРП в 2017 году до 5,4 процента к ВРП к 2030 году - по целевому варианту.
Расходные параметры бюджета Республики Башкортостан в долгосрочном периоде прогнозируются в соответствии с объемами доходов бюджета Республики Башкортостан и расчетного дефицита бюджета Республики Башкортостан. Для обеспечения сбалансированности бюджета Республики Башкортостан объем расчетного дефицита бюджета планируется с ежегодным снижением. В условиях ограниченности возможностей для привлечения дополнительных заемных средств такой вариант ограничения дефицита бюджета имеет существенные преимущества по сравнению с использованием максимально допустимого уровня дефицита.
В сложившихся условиях прогнозируется сокращение расходов бюджета Республики Башкортостан с 9,4 процента к ВРП в 2017 году до 4,8 процента к ВРП к 2030 году по консервативному варианту, с 9,3 процента к ВРП в 2017 году до 5,0 процента к ВРП к 2030 году - по базовому варианту, с 10,2 процента к ВРП в 2017 году до 5,5 процента к ВРП к 2030 году - по целевому варианту, обусловленное снижением доходных параметров и ограничением размера дефицита бюджета Республики Башкортостан.
В долгосрочной перспективе функциональная структура бюджета республики прогнозируется исходя из предпосылки постоянства ее долевого состава в общей структуре расходов, сохраняя выраженную социальную направленность.
Определение долгосрочных параметров бюджета Республики Башкортостан существенно расширяет возможности эффективного применения документов стратегического планирования, в составе которых главным инструментом, призванным обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей государственной политики, является государственная программа.
Бюджетным прогнозом устанавливаются предельные объемы ("потолки") расходов бюджета Республики Башкортостан на реализацию каждой из государственных программ Республики Башкортостан, утвержденных в установленном порядке в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 декабря 2016 года N 1511-р. "Потолки" программных расходов бюджета Республики Башкортостан определяются на период до 2025 года в соответствии со сроками реализации утвержденных государственных программ Республики Башкортостан (приложение N 3).