Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОГНОЗА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


Таблица 3


Целевые показатели долговой нагрузки

Наименование показателя

Варианты прогноза СЭР РБ

2017 год

2018 год

2019 год

2025 год

2030 год

Консолидированный бюджет Республики Башкортостан

Отношение государственного и муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета, %

консервативный

24,5

24,2

23,6

30,5

33,0

базовый

23,6

23,1

22,4

18,2

15,0

целевой

23,9

23,3

22,3

26,0

26,8

Отношение государственного и муниципального долга к ВРП, %

консервативный

2,3

2,2

2,1

2,1

1,8

базовый

2,3

2,1

2,0

1,3

0,8

целевой

2,3

2,2

2,0

1,9

1,7

Бюджет Республики Башкортостан

Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета, %

консервативный

22,0

21,3

20,7

31,9

36,1

базовый

21,0

20,0

19,4

16,8

13,7

целевой

21,4

20,4

19,5

27,0

29,2

Отношение
государственного долга
к ВРП, %

консервативный

1,7

1,5

1,4

1,7

1,5

базовый

1,6

1,5

1,3

0,9

0,6

целевой

1,6

1,5

1,4

1,6

1,5

Консолидированные бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов Республики Башкортостан

Отношение муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета, %

консервативный

33,5

35,2

34,3

25,4

21,6

базовый

33,1

34,5

33,5

23,7

20,0

целевой

32,8

34,1

32,9

22,2

17,4

Отношение муниципального долга к ВРП, %

консервативный

0,7

0,7

0,6

0,4

0,3

базовый

0,7

0,7

0,6

0,3

0,2

целевой

0,7

0,7

0,6

0,3

0,2


В период до 2030 года по базовому варианту динамика долговой нагрузки определяется ростом налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан и ВРП при незначительном снижении номинального объема государственного и муниципального долга. Привлечение государственных и муниципальных заимствований будет осуществляться в объемах, не превышающих объемы погашения государственного и муниципального долга. При отсутствии дополнительных источников погашения долговых обязательств отношение государственного и муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Республики Башкортостан в 2016 году оценено на уровне 23,3 процента со снижением к 2030 году до 15,0 процента, отношение государственного и муниципального долга к ВРП в 2016 году определено на уровне 2,4 процента со снижением к 2030 году до 0,8 процента.

По консервативному и целевому вариантам в период до 2030 года долговая нагрузка будет расти за счет увеличения объема государственного долга Республики Башкортостан, что связано с необходимостью осуществления государственных заимствований в целях финансирования дефицита бюджета Республики Башкортостан и реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. При этом государственный и муниципальный долг к 2030 году увеличится почти в 2 раза, отношение государственного и муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Республики Башкортостан с 23,3 процента в 2016 году вырастет к 2030 году до 33,0 процента по консервативному варианту и до 26,8 процента - по целевому варианту. Благодаря прогнозируемому росту ВРП более быстрыми темпами, чем рост объема государственного и муниципального долга, отношение государственного и муниципального долга к ВРП с 2,4 процента в 2016 году снизится к 2030 году до 1,8 процента по консервативному варианту и до 1,7 процента - целевому варианту.

В структуре государственного долга Республики Башкортостан в 2017 году бюджетные кредиты по трем вариантам будут составлять 39,1 процента со снижением в 2019 году до 20,2 процента, что связано с завершением механизма "замещения" рыночных заимствований бюджетными кредитами, реализуемого с 2014 года. В 2030 году по базовому варианту доля бюджетных кредитов уменьшится до 5,1 процента, а по консервативному и целевому вариантам - до 2,3 процента и 2,2 процента соответственно.

Рыночный долг в 2017 году по трем вариантам будет составлять 60,4 процента с ростом в 2019 году до 79,8 процента, что связано с рефинансированием погашаемых бюджетных кредитов рыночными долговыми инструментами. К 2030 году рыночная составляющая достигнет 94,9 процента по базовому варианту, 97,7 процента - по консервативному варианту, 97,8 процента - по целевому варианту.

Значительный рост долговой нагрузки "отвлекает" средства бюджета от финансирования первоочередных социально значимых и иных расходов бюджета, направляя их на обслуживание и погашение долга, негативно влияет на бюджетную устойчивость, вызывает зависимость от кредиторов, конъюнктуры рынка и иных внешних факторов. Все варианты развития долгового сценария рассчитывались с учетом необходимости сохранения низкой долговой нагрузки Республики Башкортостан и входящих в ее состав муниципальных образований по международным и российским стандартам (до 34 процентов налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, до 2 процентов ВРП) как фактора, способствующего обеспечению бюджетной и долговой устойчивости, платеже- и кредитоспособности Республики Башкортостан.

Существенными факторами обеспечения стабильной долгосрочной бюджетной устойчивости Республики Башкортостан во избежание в условиях экономических дисбалансов обострения проблем, уже имеющихся в бюджетной системе, являются возможность оценки и создание условий для минимизации рисков несбалансированности бюджетных параметров республики.

Влияние на сбалансированность бюджетов могут оказать инфляционные риски, возможное проявление кризисных явлений в экономике.

Ключевой задачей стратегического характера является расширение самостоятельности и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые должны иметь достаточные действенные стимулы для расширения собственной доходной базы.

В целях повышения эффективности администрирования как налоговых, так и неналоговых доходов, в том числе доходов от оказания государственных и муниципальных услуг, предстоит сформировать нормативно-правовую базу, регламентирующую создание и ведение реестра доходных источников бюджетов.

Для повышения качества администрирования доходов бюджетов и ускорения прохождения платежей в доход бюджетов за счет своевременного информирования плательщиков о задолженности перед государством планируется дальнейшее развитие Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, которая позволит аккумулировать информацию о начислениях и платежах в целях оказания государственных и муниципальных услуг.

К негативным последствиям для бюджетной системы республики могут привести сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также передача дополнительных расходных обязательств.

В целях предотвращения данных рисков требуется постоянная оценка расходных обязательств Республики Башкортостан для приведения их в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями, а также активное участие в привлечении средств федерального бюджета, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации.

Нестабильность ситуации на финансовом рынке, высокая стоимость рыночных заимствований, рост конкуренции за финансовые ресурсы на рынках капитала могут привести к существенному ограничению доступности заемных средств и увеличению расходов бюджетов на обслуживание государственного и муниципального долга.

Изыскание дополнительных средств на досрочное погашение долговых обязательств будет способствовать снижению объема государственного и муниципального долга, что позволит часть процентных расходов бюджетов направлять на выполнение социальных обязательств.

Реализация мер, направленных на минимизацию перечисленных рисков, позволит создать надежную основу для обеспечения устойчивости и бюджетной сбалансированности, а также поддерживать благоприятные условия для экономического роста и притока инвестиций, соответственно, роста доходного потенциала консолидированного и республиканского бюджетов.