Целевые показатели долговой нагрузки
Наименование показателя | Варианты прогноза СЭР РБ | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2025 год | 2030 год |
Консолидированный бюджет Республики Башкортостан | ||||||
Отношение государственного и муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета, % | консервативный | 24,5 | 24,2 | 23,6 | 30,5 | 33,0 |
базовый | 23,6 | 23,1 | 22,4 | 18,2 | 15,0 | |
целевой | 23,9 | 23,3 | 22,3 | 26,0 | 26,8 | |
Отношение государственного и муниципального долга к ВРП, % | консервативный | 2,3 | 2,2 | 2,1 | 2,1 | 1,8 |
базовый | 2,3 | 2,1 | 2,0 | 1,3 | 0,8 | |
целевой | 2,3 | 2,2 | 2,0 | 1,9 | 1,7 | |
Бюджет Республики Башкортостан | ||||||
Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета, % | консервативный | 22,0 | 21,3 | 20,7 | 31,9 | 36,1 |
базовый | 21,0 | 20,0 | 19,4 | 16,8 | 13,7 | |
целевой | 21,4 | 20,4 | 19,5 | 27,0 | 29,2 | |
Отношение | консервативный | 1,7 | 1,5 | 1,4 | 1,7 | 1,5 |
базовый | 1,6 | 1,5 | 1,3 | 0,9 | 0,6 | |
целевой | 1,6 | 1,5 | 1,4 | 1,6 | 1,5 | |
Консолидированные бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов Республики Башкортостан | ||||||
Отношение муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета, % | консервативный | 33,5 | 35,2 | 34,3 | 25,4 | 21,6 |
базовый | 33,1 | 34,5 | 33,5 | 23,7 | 20,0 | |
целевой | 32,8 | 34,1 | 32,9 | 22,2 | 17,4 | |
Отношение муниципального долга к ВРП, % | консервативный | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,4 | 0,3 |
базовый | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,3 | 0,2 | |
целевой | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,3 | 0,2 |
В период до 2030 года по базовому варианту динамика долговой нагрузки определяется ростом налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан и ВРП при незначительном снижении номинального объема государственного и муниципального долга. Привлечение государственных и муниципальных заимствований будет осуществляться в объемах, не превышающих объемы погашения государственного и муниципального долга. При отсутствии дополнительных источников погашения долговых обязательств отношение государственного и муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Республики Башкортостан в 2016 году оценено на уровне 23,3 процента со снижением к 2030 году до 15,0 процента, отношение государственного и муниципального долга к ВРП в 2016 году определено на уровне 2,4 процента со снижением к 2030 году до 0,8 процента.
По консервативному и целевому вариантам в период до 2030 года долговая нагрузка будет расти за счет увеличения объема государственного долга Республики Башкортостан, что связано с необходимостью осуществления государственных заимствований в целях финансирования дефицита бюджета Республики Башкортостан и реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. При этом государственный и муниципальный долг к 2030 году увеличится почти в 2 раза, отношение государственного и муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета Республики Башкортостан с 23,3 процента в 2016 году вырастет к 2030 году до 33,0 процента по консервативному варианту и до 26,8 процента - по целевому варианту. Благодаря прогнозируемому росту ВРП более быстрыми темпами, чем рост объема государственного и муниципального долга, отношение государственного и муниципального долга к ВРП с 2,4 процента в 2016 году снизится к 2030 году до 1,8 процента по консервативному варианту и до 1,7 процента - целевому варианту.
В структуре государственного долга Республики Башкортостан в 2017 году бюджетные кредиты по трем вариантам будут составлять 39,1 процента со снижением в 2019 году до 20,2 процента, что связано с завершением механизма "замещения" рыночных заимствований бюджетными кредитами, реализуемого с 2014 года. В 2030 году по базовому варианту доля бюджетных кредитов уменьшится до 5,1 процента, а по консервативному и целевому вариантам - до 2,3 процента и 2,2 процента соответственно.
Рыночный долг в 2017 году по трем вариантам будет составлять 60,4 процента с ростом в 2019 году до 79,8 процента, что связано с рефинансированием погашаемых бюджетных кредитов рыночными долговыми инструментами. К 2030 году рыночная составляющая достигнет 94,9 процента по базовому варианту, 97,7 процента - по консервативному варианту, 97,8 процента - по целевому варианту.
Значительный рост долговой нагрузки "отвлекает" средства бюджета от финансирования первоочередных социально значимых и иных расходов бюджета, направляя их на обслуживание и погашение долга, негативно влияет на бюджетную устойчивость, вызывает зависимость от кредиторов, конъюнктуры рынка и иных внешних факторов. Все варианты развития долгового сценария рассчитывались с учетом необходимости сохранения низкой долговой нагрузки Республики Башкортостан и входящих в ее состав муниципальных образований по международным и российским стандартам (до 34 процентов налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, до 2 процентов ВРП) как фактора, способствующего обеспечению бюджетной и долговой устойчивости, платеже- и кредитоспособности Республики Башкортостан.
Существенными факторами обеспечения стабильной долгосрочной бюджетной устойчивости Республики Башкортостан во избежание в условиях экономических дисбалансов обострения проблем, уже имеющихся в бюджетной системе, являются возможность оценки и создание условий для минимизации рисков несбалансированности бюджетных параметров республики.
Влияние на сбалансированность бюджетов могут оказать инфляционные риски, возможное проявление кризисных явлений в экономике.
Ключевой задачей стратегического характера является расширение самостоятельности и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые должны иметь достаточные действенные стимулы для расширения собственной доходной базы.
В целях повышения эффективности администрирования как налоговых, так и неналоговых доходов, в том числе доходов от оказания государственных и муниципальных услуг, предстоит сформировать нормативно-правовую базу, регламентирующую создание и ведение реестра доходных источников бюджетов.
Для повышения качества администрирования доходов бюджетов и ускорения прохождения платежей в доход бюджетов за счет своевременного информирования плательщиков о задолженности перед государством планируется дальнейшее развитие Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, которая позволит аккумулировать информацию о начислениях и платежах в целях оказания государственных и муниципальных услуг.
К негативным последствиям для бюджетной системы республики могут привести сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также передача дополнительных расходных обязательств.
В целях предотвращения данных рисков требуется постоянная оценка расходных обязательств Республики Башкортостан для приведения их в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями, а также активное участие в привлечении средств федерального бюджета, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации.
Нестабильность ситуации на финансовом рынке, высокая стоимость рыночных заимствований, рост конкуренции за финансовые ресурсы на рынках капитала могут привести к существенному ограничению доступности заемных средств и увеличению расходов бюджетов на обслуживание государственного и муниципального долга.
Изыскание дополнительных средств на досрочное погашение долговых обязательств будет способствовать снижению объема государственного и муниципального долга, что позволит часть процентных расходов бюджетов направлять на выполнение социальных обязательств.
Реализация мер, направленных на минимизацию перечисленных рисков, позволит создать надежную основу для обеспечения устойчивости и бюджетной сбалансированности, а также поддерживать благоприятные условия для экономического роста и притока инвестиций, соответственно, роста доходного потенциала консолидированного и республиканского бюджетов.